Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Обустраиваем территорию бюджетного учреждения тротуарной плиткой: как показать расходы
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Помогите с вопросом касательно укладки тротуарной плитки. Купили тротуарную плитку и положили ее собственными силами. Как правильно учитывать такие операции?

(Дарья С.)

Очевидно, что для учетных целей описанная в вопросе ситуация затрагивает именно "ремонтно-строительные" операции. Поэтому и ответ будет строиться исходя из данного утверждения. Для начала разберем разновидности таких работ.

Определение вида работ

Чтобы правильно отразить ту или иную операцию в бухучете, следует правильно ее идентифицировать. В данном случае речь идет о ремонтно-строительных работах, которые, с одной стороны, можно классифицировать как капитальные, а с другой – как текущие.

Определенные подсказки касательно такого разграничения в свое время предоставил Госстрой в письме от 30.04.2003 г. № 7/7-401. Предложенную характеристику работ представим в табл. 1.

Таблица 1

Капитальный ремонт

Текущий ремонт

Капитальный ремонт здания – это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий:

• замену, обновление и модернизацию конструкций и оборудование зданий в связи с их физическим износом и разрушением;

• улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта

Текущий ремонт – это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическую и своевременную поддержку эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования.

Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может учитывать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания)

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности)

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию)

Если говорить об укладке тротуарной плитки на прилегающей к учреждению территории, то такой вид работ следует расценивать как обустройство элементов (объектов) благоустройства, к которым относится, в частности, покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек в соответствии с действующими нормами и правилами (пп. 1.2.5 Порядка № 154).

Причем, если обратиться к номенклатуре работ, связанных с ремонтом объектов благоустройства населенных пунктов, которые приведены в приложениях 1 и 3 к Порядку № 154, можно выяснить, какой именно вид работ характеризует капитальный ремонт объектов благоустройства, а какой – текущий.

Например, в приложении 1 относится к капитальному ремонту, в частности:

замена всех видов покрытий тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек более совершенным покрытием с исправлением их основ;

обустройство новых и расширение существующих тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;

обустройство бордюров, полная или частичная замена существующих бордюрных камней и поребриков;

обустройство понижения бордюрного камня тротуаров пешеходных путей и дорожек до нулевого уровня в местах соединения с проезжей частью улиц, дорог, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т. п.

Вместе с тем в приложении 3 к текущему ремонту, в частности, относится:

обустройство новых тротуаров и пешеходных дорожек на отдельных участках общей длиной не более 100 м;

исправление и замена поврежденных бордюрных камней и поребриков на участках длиной свыше 100 м, но не более 40 % общей их длины, на улице, дороге, внутриквартальной жилищной и другой территориях, а также обустройство новых на отдельных участках общей длиной не более 100 м;

ликвидация отдельных повреждений и усадок мест тротуаров, площадок, пешеходных и велосипедных дорожек со всеми видами покрытия картами до 50 м2 с частичным исправлением основы при условии объемов работ, не превышающих 20 % их площади.

Итак, каждый конкретный случай укладки тротуарной плитки требует анализа объемов работ, ведь от этого будет зависеть дальнейший учет расходов.

Бухучет

Если с текущим ремонтом вопросов, как правило, не возникает (он признается расходами отчетного периода), то с капремонтом ситуация иная, поскольку при некоторых условиях он считается улучшением.

Это происходит тогда, когда ремонтные работы приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от использования отремонтированного объекта (тротуарного покрытия). А это, как известно, имеет другой учетный сценарий – такие расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта.

Напомним: по общему правилу расходы на ремонт, осуществляемые для возобновления или поддержания учреждением будущих экономических выгод либо потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта ОС, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121). Именно данные расходы характерны для текущих ремонтов.

В то же время проведение капремонта тротуарного покрытия может быть настолько существенным (например, ранее тротуара вообще не было либо он был не обустроен), что в итоге увеличивает первоначально ожидаемые будущие экономические выгоды от его использования.

К тому же вполне вероятно, что существенно может увеличиться и срок полезного использования таких объектов. Именно при данных обстоятельствах целесообразно говорить об улучшении (модернизации, реконструкции и т. п.).

Последние, как уже отмечалось, направляются на увеличение первоначальной стоимости улучшенного объекта (конечно, в зависимости от того, как учитывается прилегающая территория бюджетного учреждения) (п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121).

В любом случае решение о характере и признаках осуществляемых ремонтных работ, то есть направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей объекта либо для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод, принимается руководителем учреждения (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11).

Такое решение принимается с учетом результатов анализа ситуации и существенности понесенных расходов.

Приобретенные собственными силами материальные ценности (тротуарная плитка, песок, цемент и т. д.) проводятся по КЭКР 2210 "Предметы, материалы, оборудование и инвентарь".

Напомним: по данному КЭКР проводится приобретение материалов, строительных материалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории (пп. 5 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).

При этом расходы на капитальный ремонт объектов (в том числе дорог, объектов благоустройства городов, сел, поселков) осваиваются по КЭКР 3132 "Капитальный ремонт других объектов" (пп. 1 пп. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

Дополнительно на данную тему читайте, в частности, публикацию "Когда текущие, а когда капитальные: в Казначействе пояснили, как выбрать КЭКР".

Продемонстрируем вышесказанное на числовом примере.

Условие:

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС) за счет общего фонда госбюджета собственными силами обустроило прилегающую к учреждению территорию тротуарной плиткой на общую стоимость 95000,00 грн.

Проведенные работы признаны текущим ремонтом и учитываются в составе расходов периода.

Решение:

Отражение указанных операций приведено в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Сумма, грн

Дебет

Кредит

1

Получены ассигнования на закупку стройматериалов и тротуарной плитки

2313

7011

95000,00

2

Оприходованы приобретенные материалы и плитка

1513

6211

95000,00

3

Перечислена поставщику оплата за приобретенные товары

6211

2313

95000,00

4

Списана стоимость использованных материалов и плитки во время ремонтных работ

8013

1513

95000,00

1. НП(С)БУгс 121 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

2. Инструкция № 333 – Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

3. Порядок № 154 – Порядок проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154.

4. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua