Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Операция "Аттестация", или Как оценивают бухгалтеров-бюджетников
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Ежегодно, весной, главбухов бюджетных учреждений аттестует Казначейство. Бывалым бухгалтерам данная процедура давно знакома, к тому же на сегодняшний день она и не изменилась, а вот для тех, кто сталкивается с таким "экзаменом" впервые, не лишним будет ознакомиться с процессом заблаговременно. Именно для этого мы и подготовили статью.

Сначала расскажем, кому придется готовиться к оценке, а кого данная процедура обойдет стороной.

Кого оценивают

Оценке подлежит деятельность главного бухгалтера*, который (п. 4 Порядка № 1537):

• работает на занимаемой должности не менее года;

• в результате организационных изменений** занимает должность менее года, если его должностные обязанности не изменились.

* Здесь речь идет как о руководителях бухгалтерских служб, так и о специалистах (бухгалтерах), которые единолично исполняют обязанности бухслужбы.

** Сюда относится переименование бюджетного учреждения, изменение названия структурного подразделения, изменение подчинения и т. д.

При этом ежегодная оценка деятельности не распространяется на главбухов, которые:

• занимают должность менее года;

временно исполняют обязанности главбуха;

• вышли из отпуска в связи с беременностью и родами и по уходу за ребенком. Деятельность таких главбухов оценивается не ранее чем через год после их выхода на работу.

Деятельность главного бухгалтера, назначенного на должность на определенный срок, и беременной женщины может оцениваться по их собственному желанию.

Учтите: законодательством не уточнен порядок и сроки оценивания деятельности главбухов, которые на момент проведения оценивания находились на больничном. В данных случаях стоит отдельно обратиться в орган Казначейства за согласованием проведения аттестации уже после выхода главбуха на работу.

Этапы оценивания

В общем тестируют бухгалтеров один раз в год до 1 мая путем проведения внутреннего и внешнего оценивания деятельности (п. п. 5, 6 Порядка № 1537). Разберемся с этими процессами детальнее.

Внутреннее оценивание

Внутреннее оценивание проводится непосредственно самим главбухом. Результаты такой самооценки согласуются руководителем бюджетного учреждения, где работает главбух, а также руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение*.

* Это касается случаев, когда такое учреждение является распорядителем средств нижестоящего уровня государственного или местного бюджета.

Внутреннее оценивание предусматривает заполнение по согласованию с руководителем бюджетного учреждения анкеты об исполнении главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий (далее – анкета) по форме согласно приложению к Порядку № 1537.

Сроки прохождения анкеты приведем в табл. 1.

Таблица 1

№ п/п

Срок

Порядок прохождения анкеты

1

До 1 марта года, в котором проводится оценка

Заполненная главбухом и согласованная руководителем данного учреждения анкета направляется на согласование руководителю и главному бухгалтеру бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение

2

До 15 марта года, в котором проводится оценка

Согласованная руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение (в случае если такое учреждение является распорядителем средств нижестоящего уровня государственного или местного бюджета), анкета возвращается главному бухгалтеру

3

Не позднее 1 апреля года, в котором проводится оценка

Главный бухгалтер представляет заполненную и согласованную в установленном порядке анкету комиссии Казначейства

В случае отказа руководителя бюджетного учреждения либо руководителя и/или главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, согласовать анкету главный бухгалтер не позднее 1 апреля года, в котором проводится оценка, представляет комиссии анкету без соответствующего согласования с информацией о принятых мерах для получения данного согласования.

Внешнее оценивание

Внешнее оценивание проводится органом Казначейства, который обслуживает бюджетное учреждение.

Для получения результатов внешнего оценивания комиссия Казначейства определяет и утверждает перечень вопросов, по которым будет осуществляться внешнее оценивание.

Данный перечень формируется исходя из полномочий главного бухгалтера и задач бухгалтерской службы, определенных Типовым положением № 59, относительно:

• ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составления отчетности;

• отражения в документах достоверной и в полном объеме информации о хозяйственных операциях и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (нематериальными) ресурсами;

• обеспечения соблюдения бюджетного законодательства при принятии бюджетных обязательств, своевременного представления на регистрацию таких обязательств, осуществления платежей в соответствии с принятыми бюджетными обязательствами, достоверного и в полном объеме отражения операций в бухгалтерском учете и отчетности;

• обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

• предотвращения возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Каждому вопросу присваивается одинаковое количество баллов.

По данным сайта Казначейства (https://bit.ly/39OShNF), внешнее оценивание проводится по следующему перечню вопросов (см. табл. 2).

Таблица 2

№ п/п

Вопрос

1

Соблюдение порядка и сроков подачи регистрационной карточки распорядителями бюджетных средств и изменений к ней

2

Соблюдение порядка и сроков подачи сети распорядителями бюджетных средств и реестров изменений к ней

3

Соблюдение порядка и сроков открытия и закрытия счетов распорядителями бюджетных средств

4

Соблюдение сроков подачи распределений открытых ассигнований*

5

Соблюдение норм действующего законодательства при утверждении главными распорядителями порядков использования бюджетных средств*

6

Соблюдение сроков подачи распределений показателей сводных смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета, в разрезе распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств и реестров изменений к ним*

7

Соблюдение требований действующего законодательства при подаче смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета

8

Соблюдение порядка регистрации бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и проведения платежей

9

Осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки Бюджетному кодексу Украины, закону о Государственном бюджете Украины, постановлениям Кабинета Министров Украины

10

Соблюдение порядка и сроков при представлении в органы Казначейства финансовой и бюджетной отчетности, а также другой информации, предусмотренной бюджетным законодательством

11

Соблюдение порядка и сроков при представлении в органы Казначейства сводной финансовой и бюджетной отчетности*

12

Соблюдение норм действующего законодательства при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушении порядка и сроков осуществления такой оплаты

13

Соблюдение требований, определенных Типовым положением № 59

14

Соблюдение других требований бюджетного законодательства

* Для главных распорядителей бюджетных средств.

Как правило, аттестация проходит без участия главбуха на заседании комиссии Казначейства.

Однако в случае, если главный бухгалтер представил анкету без согласования руководителем бюджетного учреждения и/или информация структурных подразделений органа Казначейства в соответствии с перечнем вопросов свидетельствует о неудовлетворительном результате деятельности главбуха, комиссия может пригласить его на свое заседание.

При этом главбуха в основном просят представить соответствующие пояснения, обоснования, расчеты и др., подтверждающие приведенную в анкете информацию о результатах его деятельности.

Последствия оценивания

По результатам оценивания аттестуемый главбух получает положительную или отрицательную оценку.

При подсчете результата оценки комиссия может уменьшить количество баллов за допущенные недочеты.

Результат оценки определяется исходя из количества набранных баллов в соответствии с перечнем вопросов и может быть:

положительным – в случае, если главбух получил более 70 % общего количества баллов;

неудовлетворительным – в случае, если главбух получил менее 70 % общего количества баллов.

Если результат положительный

Отдельных установок относительно того, как именно должно отреагировать руководство на положительную оценку главбуха, Порядок № 1537 не содержит. Однако это не означает, что успешное прохождение аттестации не может служить основанием для дополнительного поощрения добросовестного главбуха.

В отдельных случаях положительная оценка может быть отмечена разовым или периодическим премированием, установлением надбавки и т. д. По крайней мере запрета касательно такого поощрения законодательство не содержит.

Если результат отрицательный

Если же результат оценки оказался неудовлетворительным, то в протоколе приводятся рекомендации комиссии по:

усовершенствованию работы главбуха и бухгалтерской службы в целом;

устранению выявленных недочетов.

Также комиссия поднимает вопросы о:

• необходимости повышения профессионально-квалификационного уровня главбуха,

привлечении его к ответственности и/или

соответствии главного бухгалтера занимаемой должности и т. д.

Извлечение из протокола вместе с сопроводительным письмом направляется главному бухгалтеру и руководителю бюджетного учреждения для принятия соответствующего решения.

О неудовлетворительных результатах оценки главного бухгалтера в случае, если бюджетное учреждение является распорядителем средств нижестоящего уровня, орган Казначейства в письменной форме уведомляет:

руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, в случае его обслуживания в данном органе Казначейства;

соответствующий орган Казначейства с целью информирования руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение.

Руководитель бюджетного учреждения, главный бухгалтер которого получил неудовлетворительный результат оценки, в течение 2 месяцев со дня получения извлечения из протокола уведомляет орган Казначейства о принятых мерах по результатам оценки.

Обжалование результатов оценки

Главный бухгалтер может обжаловать результат оценки в течение 10 дней со дня получения им и руководителем бюджетного учреждения извлечения из протокола заседания комиссии.

Для этого главным бухгалтером подается руководителю органа Казначейства по месту обслуживания бюджетного учреждения соответствующее заявление, в котором приводятся обоснованные пояснения и дополнительные сведения о его служебной деятельности.

По поручению руководителя органа Казначейства комиссия в присутствии главного бухгалтера в течение 2 недель со дня получения органом Казначейства соответствующего заявления проводит повторную оценку.

Информирование о проведении повторной оценки осуществляется в том же порядке, что и первоначальная оценка (п. п. 15 – 17 Порядка № 1537).

1. Порядок № 1537 – Порядок проведения оценки исполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2011 г. № 1537.

2. Типовое положение № 59 – Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением Кабмина от 26.01.2011 г. № 59.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua