Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Блокировка налоговых накладных: ключевые новшества Постановления № 1165
Нина Дьяконова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Новое Постановление № 1165 вступило в силу с 01.02.2020. И хотя практика его применения уже сложилась, до сих пор возникают вопросы, которые разъясняют официальные органы. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о том, чем именно новый Порядок отличается от своего предшественника – изложенного в Постановлении № 117.

С чем связано принятие Постановления № 1165

Постановление № 1165 было принято по причине судебных разбирательств, которые на тот момент велись в отношении Постановления № 117. В связи с этим Кабмин сыграл на опережение и оперативно устранил те недостатки, которые стали основанием для признания Постановления № 117 недействительным. Впрочем, несмотря на принятые меры, изъяны все же нашли и в Порядке № 1165.

Итак, на данный момент постановлением ВС от 10.03.2020 г. № 826/12108/18 кассационные жалобы Кабинета Министров Украины, Государственной налоговой службы Украины оставлены без удовлетворения, а решение Окружного административного суда г. Киева от 05.06.2019 г. по делу № 826/12108/18 и постановление Шестого апелляционного административного суда от 10.12.2019 г. по делу № 826/12108/18 оставлены без изменений.

Напомним, что в решении Окружного административного суда г. Киева от 05.06.2019 г. по делу № 826/12108/18 были признаны недействительными положения п. п. 10, 20, 21 Порядка № 117. Суд также удовлетворил требование обязать Кабмин принять новый нормативно-правовой акт, предусматривающий соблюдение и выполнение п. 201.16 НКУ, на замену Постановления № 117. В дальнейшем Шестой апелляционный административный суд в постановлении от 10.12.2019 г. по делу № 826/12108/18 согласился с этим решением.

И пока длились судебные тяжбы, Кабмин принял новое постановление, в котором постарался удовлетворить все претензии, предъявляемые к Постановлению № 117. Основывались они на следующем.

Во-первых, как подтвердил суд, Постановление № 117 является регуляторным актом, поэтому его разработка, рассмотрение, принятие и обнародование должны были происходить по процедуре, определенной Законом № 794, с учетом требований Закона № 1160.

Согласно ст. ст. 4, 7 Закона № 1160 регуляторные органы утверждают планы деятельности по подготовке ими проектов регуляторных актов на следующий календарный год не позднее 15 декабря текущего года, если иное не установлено законом. Спорный регуляторный акт не был внесен в план деятельности по подготовке Кабмином проектов регуляторных актов на следующий календарный год до 15.12.2017.

Применительно к Постановлению № 1165 уведомление ГНС Украины и проект Постановления № 1165 были размещены на сайте 01.11.2019, а само Постановление № 1165 было принято 11.12.2019, но обнародовано только в следующем году (23.01.2020), поэтому Кабмин формально "вписался" в срок до 15 декабря текущего года.

Во-вторых, при принятии Постановления № 117 не был соблюден порядок обнародования проектов регуляторных актов, предусмотренный ст. 9 Закона № 1160. А именно: срок, в течение которого от физических и юридических лиц, их объединений принимаются замечания и предложения, устанавливается разработчиком проекта регуляторного акта и не может быть меньше одного месяца и больше трех месяцев со дня обнародования проекта регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного влияния. Как установлено судом, проект Постановления № 117 был размещен на сайте Минфина 16.02.2018, следовательно, не было соблюдено требование Закона № 1160 о принятии регуляторного акта по меньшей мере через один месяц с даты обнародования.

С Постановлением № 1165 подобных проблем не возникло.

В-третьих, нормами п. 10 Порядка № 117 определено, что критерии рисковости плательщика налога, критерии рисковости осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога, определяет ГФС и направляет на согласование Минфина в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти. Однако Порядком № 117 не определены конкретные критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН), или основания для приостановления регистрации налоговых накладных, как это предусмотрено в п. 201.16 НКУ.

Этот недостаток тоже учтен в Порядке № 1165, в котором все необходимые для мониторинга налоговых накладных / расчетов корректировки критерии, показатели и формы документов предусмотрены в виде приложений.

В-четвертых, в п. 20 Порядка № 117 предусмотрено право Комиссии принимать решение об отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки. В свою очередь п. 21 Порядка № 117 определяет основания для принятия комиссиями контролирующих органов решений об отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки. В то же время, по мнению суда, такую процедуру в соответствии с п. 20.2 НКУ и пп. 1 п. 3 Положения № 375 должен устанавливать Минфин. Право Кабмина определять основания для отказа в регистрации налоговых накладных (пп. 201.16.3 НКУ в редакции до 07.12.2017) было исключено Законом № 2245, который вступил в силу 01.01.2018.

Сейчас основания, на которых Комиссия регионального уровня ГНСУ принимает решение об отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН, изложены в п. 11 Порядка № 520. Так что и эти требования соблюдены.

Тем не менее уже подан иск о признании противоправным и отмене решения Государственной регуляторной службы Украины от 09.12.2019 г. № 506 о согласовании проекта регуляторного акта – проекта постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных", предоставленного письмами от 11.11.2019 г. № 2203/5/99-00-06-05-01-16, от 28.11.2019 г. № 2947/5/99-00-06-05-01-16, от 03.12.2019 г. № 11727/6/99-00-06-05-01-15 и от 03.12.2019 г. № 11728/6/99-00-06-05-01-15 (см. определение Окружного административного суда г. Киева от 08.01.2020 г. № 640/24857/19).

Но пока суд примет решение, которое, по всей видимости, будут обжаловать, Постановление № 1165 действует. Главные его новшества состоят в следующем.

Критерии "иммунитета"

Критерии, при которых налоговые накладные / расчеты корректировки подлежат безусловной регистрации, указаны в п. 3 Порядка № 1165.

По сравнению с предшественником, в пп. 4 п. 3 Порядка № 1165 появился новый критерий "иммунитета": в налоговой накладной / расчете корректировки отражена операция с товаром по коду согласно УКТВЭД и/или услугой по коду согласно Государственному классификатору продукции и услуг, которые указаны в таблице данных плательщика налога, учтенной контролирующим органом. При этом нормами п. 12 Порядка № 1165 предусмотрено, что плательщик налога имеет право подать в ГНС таблицу данных плательщика налога по установленной форме (приложение 5).

Причем по новым правилам учтенная налоговиками таблица "спасает" от блокировки даже рисковых плательщиков. Так что статус этой таблицы значительно повысился, и мы рекомендуем подать ее всем плательщикам.

Среди новшеств можно отметить изменение количественного критерия показателя налоговой нагрузки из пп. 3 п. 3 Порядка № 1165 и пп. 3 п. 3 Порядка № 117. В частности, по новым правилам общая сумма НДС по произведенным в Украине товарам, уплаченная за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены налоговые накладные / расчеты корректировки, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми поданы налоговые накладные / расчеты корректировки на регистрацию в ЕРНН, составляет более 1 млн грн (ранее было 400 тыс. грн). Таким образом, под этот критерий "иммунитета" подпадают только крупные налогоплательщики.

Критерии рисковости плательщика НДС

Критерии рисковости плательщика НДС приведены в приложении 1 к Порядку № 1165. Ранее они были указаны в письме ГФСУ от 07.08.2019 г. № 1962/99-99-29-01-01 (далее – Письмо № 1962). Эти критерии почти не изменились.

Новшества состоят в том, что Кабмин не перенес в приложение 1 к Порядку № 1165 следующие "старые" критерии рисковости плательщика НДС:

– вступил в законную силу обвинительный приговор суда и не погашена или не снята судимость в отношении должностного лица (должностных лиц) плательщика налога по ст. 205 УКУ согласно информации, имеющейся в органах ГФСУ (п. 1.5 Письма № 1962);

– руководитель плательщика налога и/или главный бухгалтер, и/или лицо, имеющее право подписи, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, зарегистрированы (перерегистрированы) по адресу, который находится на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и временно оккупированной территории, в понимании Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" (п. 1.6 Письма № 1962);

– плательщик налога, должностное лицо и/или учредитель которого был должностным лицом и/или учредителем субъекта хозяйствования, ликвидированного по процедуре банкротства в течение последних трех лет (п. 1.6 Письма № 1962).

Следует также отметить, что в п. 6 Порядка № 1165 детализирована процедура принятия ГНС решения об отнесении плательщика налога к рисковым и порядок "снятия" такого признака. В частности, указано, что когда по результатам автоматизированного мониторинга плательщик налога, которым составлены налоговые накладные / расчеты корректировки, соответствует хотя бы одному критерию рисковости плательщика налога, их регистрация приостанавливается.

Вопрос соответствия/несоответствия плательщика налога критериям рисковости плательщика налога рассматривается комиссией регионального уровня. Субъект хозяйствования получает решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога через электронный кабинет в день принятия такого решения (приложение 4). В решении указывается основание для установления соответствия субъекта хозяйствования критериям рисковости плательщика налога.

Обратите внимание, в Порядке № 1165 остался самый "опасный" критерий:

В контролирующих органах имеется налоговая информация, ставшая известной в процессе осуществления текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Налоговики обычно приводят в "рисковых" квитанциях просто ссылку на то, что есть налоговая информация, которая свидетельствует о наличии признаков осуществления рисковых операций плательщиком. Однако суды, как правило, удовлетворяют иски плательщиков о признании таких решений неправомерными и указывают, что налоговики должны предъявить соответствующие документы, подтверждающие наличие подобной информации (см., например, постановления Кассационного административного суда ВС от 01.02.2019 г. по делу № 810/3938/18, от 11.03.2019 г. по делу № 821/979/18).

По новым правилам в случае поступления в контролирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, комиссия регионального уровня исключает плательщика налога из перечня плательщиков налога, соответствующих критериям рисковости плательщика налога. Исходя из этого, плательщик может обжаловать в суд решение комиссии регионального уровня о включении его в перечень плательщиков налога, соответствующих критериям рисковости плательщика налога. Хотя ранее в таких требованиях суды отказывали (см., например, постановление ВС от 20.11.2019 г. по делу № 480/4006/18).

Положительная налоговая история

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика НДС, приведен в приложении 2 к Порядку № 1165. До 01.02.2020 эти критерии указывались в письме ГФСУ от 07.08.2019 г. № 1963/99-99-29-01-01. Данные критерии претерпели наиболее существенные правки (см. статью "Блокировка налоговых накладных: как сформировать положительную налоговую историю").

Несмотря на некоторые "послабления", в целом можно заключить, что соответствовать новым критериям положительной налоговой истории плательщика НДС сложнее. Поэтому не стоит удивляться, если в новых условиях субъект хозяйствования уже не соответствует критериям для положительной налоговой истории.

Критерии рисковости осуществления операции

Критерии рисковости осуществления операции анализируют на последнем уровне автоматизированного мониторинга. Они приведены в приложении 3 к Порядку № 1165, а до 01.02.2020 действовали критерии, установленные в Письме № 1962.

Главное изменение здесь состоит в том, что снизился порог рисковых товаров с 75 % до 50 %, то есть этот критерий стал более жестким.

Кроме того, рисковые группы товаров (продукции) теперь определяются приказом ГНС Украины и обнародуются на официальном веб-сайте ГНСУ. Перечень кодов товаров согласно УКТВЭД, которые применяются для определения соответствия налоговых накладных / расчетов корректировки, представленных для регистрации в ЕРНН, критериям рисковости осуществления операции при осуществлении автоматизированного мониторинга, утвержден приказом ГНСУ от 03.02.2020 г. № 67 и обнародован на сайте ГНСУ (https://tax.gov.ua/zakonodavstvo/podatkove-zakonodavstvo/nakazi/74373.html).

Порядок обжалования

В новом Порядке рассмотрения жалоб № 1165 существенных изменений по сравнению с предшественником – Порядком рассмотрения жалоб № 117 – не произошло. Внесены незначительные изменения в формы жалобы и решения комиссии по рассмотрению жалобы.

Кроме этого, появился новый документ – Заявление об отзыве жалобы относительно решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН (приложение 2 к Порядку рассмотрения жалоб № 1165). Этот документ плательщик НДС может подать до принятия решения комиссией центрального уровня (п. 13 Порядка рассмотрения жалоб № 1165).

Также на эту тему читайте статьи:

"Блокировка налоговых накладных: как она происходит";

"Блокировка налоговых накладных: особенности представления таблицы данных плательщика НДС";

"Блокировка налоговых накладных: представление документов на разблокировку";

"Блокировка налоговых накладных: если плательщик отнесен к категории рисковых";

"Блокировка налоговых накладных: как обжаловать решение региональной комиссии".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. УКУ Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

3. Закон № 794Закон Украины "О Кабинете Министров Украины" от 27.02.2014 г. № 794-VII.

4. Закон № 1160Закон Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" от 11.09.2003 г. № 1160-IV.

5. Закон № 2245Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году" от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

6. Положение № 375 – Положение о Министерстве финансов Украины, утвержденное постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 375.

7. Порядок № 520 – Порядок принятия решений о регистрации / отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 12.12.2019 г. № 520.

8. Порядок № 1165 – Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 г. № 1165.

9. Порядок рассмотрения жалоб № 1165 – Порядок рассмотрения жалобы относительно решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 г. № 1165.

10. Порядок № 117 – Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117 (действовал до 01.02.2020).

11. Постановление № 117постановление КМУ "Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных" от 21.02.2018 г. № 117 (действовало до 01.02.2020).

12. Постановление № 1165постановление КМУ "Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных" от 11.12.2019 г. № 1165.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua