Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Форс-мажорные обстоятельства: как их определить
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В свете кризиса, вызванного пандемией COVID-2019, многие субъекты хозяйствования столкнулись с форс-мажорными обстоятельствами. В настоящей статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о том, какие именно обстоятельства могут считаться форс-мажорными.

Что относится к форс-мажору

Термин "форс-мажор" в переводе с французского языка (force majeure) означает "непреодолимая сила". В украинском законодательстве под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства при данных условиях осуществления деятельности (ч. 1 ст. 263 ГКУ, ч. 2 ст. 218 ХКУ).

Положениями ч. 2 ст. 141 Закона № 671/97-ВР форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) определяются как чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам. Аналогичное определение содержится и в п. 3.1 Регламента.

К форс-мажорным обстоятельствам отнесены следующие (ч. 2 ст. 141 Закона № 671/97-ВР):

1) природные явления, носящие стихийный характер (эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, буря, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг почвы, другие стихийные бедствия и т. п.);

2) чрезвычайные (экстремальные) ситуации в общественной жизни (угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая но не ограничиваясь вражескими атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, всеобщая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжение, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, экспроприация, принудительное исключение, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв);

3) запретительные действия (акты) государства (введение комендантского часа, карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т. п.).

Данный перечень обстоятельств не является исключительным.

Карантин, установленный Кабинетом Министров Украины Постановлением № 211, отнесен к форс-мажорным обстоятельствам с 17.03.2020 Законом № 530.

Не считаются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) согласно п. 3.2 Регламента:

финансовый и экономический кризис,

дефолт,

рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте,

несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника,

отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательства товаров,

отсутствие у должника необходимых денежных средств и т. п.

Кроме того, в ч. 1 ст. 617 ГКУ указано, что не считается случаем, в частности, несоблюдение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке товаров, необходимых для исполнения обязательства, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Удостоверяет факт наличия чрезвычайной ситуации Торгово-промышленная палата (ТПП) Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты. Указанные органы в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйствования выдают сертификат о таких обстоятельствах (ч. 1 ст. 141 Закона № 671/97-ВР). Именно этот орган следует указывать в договоре как орган, уполномоченный на удостоверение форс-мажорных обстоятельств.

Но! Необходимо иметь в виду, что в п. 4.2 Регламента названы случаи, когда региональные ТПП не могут удостоверять форс-мажор. Кроме ВЭД-контрактов, это относится и к договорам, заключенным между резидентами Украины, условиями которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП Украины.

Так что, если вы укажите во внутриукраинском договоре, что форс-мажорные обстоятельства удостоверяет именно ТПП Украины, придется обращаться при необходимости именно в этот орган, а не в региональную ТПП.

При этом следует учесть, что согласно п. 6.9 Регламента ТПП выдаст сертификат, только если форс-мажорные обстоятельства будут соответствовать таким условиям:

1) обстоятельства носят чрезвычайный характер (носят исключительный характер и находятся за пределами влияния сторон);

2) обстоятельства являются непредсказуемыми (их наступление или последствия невозможно было предусмотреть, в частности на момент заключения соответствующего договора, перед сроком наступления обязательства или до наступления налоговой обязанности);

3) обстоятельства являются неотвратимыми, то есть имеет место неизбежность события/событий и/или ее/их последствий;

4) есть причинно-следственная связь между обстоятельством/событием и невозможностью выполнения заявителем своих конкретных обязательств (по договору, контракту, соглашению, закону, нормативному акту, акту органов местного самоуправления и т. п.).

Если хотя бы одного условия не будет, ТПП откажет в выдаче сертификата, и тогда правду придется отстаивать в суде. А судебная практика показывает, что шансы на успех здесь невелики (см. статью "Форс-мажорные обстоятельства: перспективы судебного обжалования отказа в выдаче сертификата ТПП").

Что необходимо указать в договоре

В соответствии с ч. 4 ст. 219 ХКУ стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые в силу их чрезвычайного характера являются основанием для освобождения сторон от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства в связи с данными обстоятельствами, а также порядок засвидетельствования факта возникновения таких обстоятельств.

Исходя из этого, перечень форс-мажорных обстоятельств, а также способы урегулирования спорных вопросов при наступлении таких обстоятельств весьма желательно указать в договоре, что подчеркнул и Минюст в письме от 30.05.2014 г. № 6602-0-26-14/8.1.

Применительно к ВЭД-договорам в п. 1.10 Положения № 201 сказано, что в разделе "Форс-мажорные обстоятельства" договора указываются сведения о том, при каких случаях условия договора (контракта) могут быть не выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательства со стороны власти и др.). При этом стороны освобождаются от исполнения обязательств на срок действия таких обстоятельств либо могут отказаться от выполнения договора (контракта) частично или в целом без дополнительной финансовой ответственности.

Вышеперечисленные ситуации, которые не относятся к форс-мажору, не могут определяться в договоре как форс-мажорные.

При указании в договоре перечня форс-мажорных обстоятельств желательно привести в нем фразу о том, что данный перечне не является исключительным. Юристы рекомендуют также в договоре указывать действия заинтересованной стороны при наступлении форс-мажорных обстоятельств, в частности следующие:

– обязанность пострадавшей от форс-мажорных обстоятельств стороны проинформировать контрагента о невозможности исполнения своих договорных обязательств и последствия за нарушение этой обязанности;

– сроки, в течение которых стороны должны уведомить о наступлении форс-мажорных обстоятельств, способ уведомления;

– компетентную организацию, подтверждающую факт наступления форс-мажорных обстоятельств (ТПП Украины или уполномоченные ею региональные ТПП);

– срок действия форс-мажорных обстоятельств, в течение которого действие договора остается в силе, а также действия сторон, если по истечении согласованного срока действие форс-мажора продолжается.

И здесь у практиков возникает вопрос: что будет, если в договоре форс-мажорной оговорки нет? Спешим успокоить, что и в этом случае можно воспользоваться форс-мажорной процедурой, но уже на основании общих норм законодательных актов.

Например, после отнесения карантина к форс-мажорным обстоятельствам стороны могут внести соответствующие изменения в ранее заключенные договоры, оформив их, скажем, дополнительным соглашением. Впрочем, даже если этого не сделать, при соответствующих обстоятельствах карантин все равно будет отнесен к форс-мажорным обстоятельствам (см. об этом статью "Форс-мажорные обстоятельства: особенности "коронавирусного" карантина").

Также на эту тему читайте статьи:

"Форс-мажорные обстоятельства: как подтвердить";

"Форс-мажорные обстоятельства: на что они влияют";

"Форс-мажорные обстоятельства: как отразить в учете";

 "Форс-мажорные обстоятельства: дьявол кроется в деталях".

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Закон № 530Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)" от 17.03.2020 г. № 530-IX.

4. Закон № 671/97-ВРЗакон Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 02.12.97 г. № 671/97-ВР.

5. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

6. Постановление № 211постановление КМУ "О предупреждении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2" от 11.03.2020 г. № 211.

7. Регламент – Регламент засвидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденный решением Президиума Торгово-промышленной палаты Украины от 18.12.2014 г. № 44(5).

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua