Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Дистанционная работа в бюджетном учреждении: обустраиваем домашний "офис" работнику
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение темы, начатой в статье "Дистанционная работа на предприятии: обустраиваем домашний "офис" работнику", раскроем особенности организации рабочего места работника-бюджетника во время карантина, а также отражения в учете операции по передаче рабочего оборудования для работы из дому.

Одним из возможных сценариев продолжения работы бюджетного учреждения в условиях карантина – перевод работников на дистанционную работу из дому. Разумеется, если специфика работы позволяет использовать такой формат.

Кроме зарплатных вопросов организации дистанционной работы*, перед работодателем возникает ряд сопутствующих вопросов, которые стоит решить прежде чем отправить работников на дистанционную работу. Речь идет, в первую очередь, о материально-техническом обеспечении дистанционной работы.

В отличие от частного сектора экономики, организация дистанционной работы работников бюджетной сферы регламентирована соответствующими центральными органами власти и органами власти на местах.

Со своей стороны Кабмин рекомендовал центральным и местным органам исполнительной власти, другим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям на время действия карантина обеспечить, в том числе, посменную работу работников и/или по возможности – удаленную работу в режиме реального времени через Интернет (п. 10 Постановления № 211).

Следуя за Кабмином, органы власти выдали свои "карантинные" наставления, например, Приказ № 406, Распоряжение № 444, Приказ № 40-20 и т. д. В каждом из таких документов так или иначе рекомендовано разрешить работникам выполнять работы с применением электронных коммуникаций и технологий в удаленном доступе при возможности и наличии технических средств.

При этом совещания и другие мероприятия, необходимые для решения неотложных вопросов, часто рекомендуют проводить в телефонном режиме или с помощью электронных средств коммуникации.

Здесь ключевым моментом является то, что такие распоряжения и приказы, как правило, не предусматривают приобретения или компенсации стоимости технических средств и оборудования, которые работники бюджетного учреждения могут использовать дома. Не содержат они и указаний компенсировать стоимость износа техники*, которая принадлежит работникам и при этом используется для работы. Так какие же варианты остаются?

* Работник имеет право рассчитывать на получение от работодателя компенсации за износ (амортизацию) инструментов, задействованных для рабочих нужд (ст. 125 КЗоТ).

Пользуемся техникой работника

Если работник не против и при этом имеет все необходимые ему технические средства и программное обеспечение для дистанционной работы, он, безусловно, может их использовать. Однако о своих намерениях пользоваться собственным оборудованием работник должен уведомить своего работодателя. Для этого, как правило, достаточно написать соответствующее заявление.

Кстати, пользуясь собственной техникой, работник может настроить свое рабочее место с помощью сервисов для доступа к удаленному рабочему столу. В таком случае работнику будут доступны все ресурсы, которые были у него на рабочем компьютере.

В любом случае такой вариант работы в учете бюджетного учреждения не отразится, ведь никакого перемещения активов не произошло.

Технику предоставляет работодатель

Еще одним вариантом обеспечить работника средствами труда является передача его же оборудования для работы из дому. Иногда достаточно лишь доукомплектовать собственную технику работника оборудованием, которого не достает или вышло из строя (монитор, клавиатура, системный блок, мышь и т. д.). Конечно, такая операция тоже происходит по согласию обеих сторон.

В таком случае руководитель учреждения на основании отдельного распоряжения или приказа может утвердить перечень технического оборудования и лиц, которым оно передано для выполнения служебных обязанностей.

Если работнику передают технику, которую учитывают в группе основных средств (субсчета 1014 "Машины и оборудование", 1016 "Инструменты, приборы, инвентарь", 1018 "Прочие основные средства") или прочих необоротных материальных активов (одноименный субсчет 1118), то оформить такую передачу можно с применением Акта внутреннего перемещения основных средств по форме, предусмотренной Приказом № 818.

Если же речь идет о передаче "малоценки" (субсчет 1113 "Малоценные необоротные материальные активы"), то, как и в первом случае, оформить эту операцию можно ОС-ными актами.

Для оформления передачи технических мелочей, которые для целей учета отнесены к МБП (одноименный субсчет 1812), можно использовать Накладную (требование) (форма № З-3), утвержденную Приказом № 130.

Напомним: количественный учет движения МБП в местах их хранения осуществляет материально ответственное лицо. Для этого применяется Книга складского учета запасов по типовой форме № З-9.

Что касается непосредственно бухучета такой временной передачи активов в пользование, то глобальных структурных изменений он не несет. Подобные перемещения фиксируют только в аналитическом учете.

Кроме того, помните, что на переданные ОС и прочие необоротные материальные активы продолжают начислять амортизацию. Причин ее прекращать у бюджетного учреждения нет. Более подробно об этом читайте в статье "ОС "на карантине": как учитывать последствия простоя в бюджетном учреждении".

На "карантинную" тематику читайте, в том числе, следующие статьи:

"Аренда "на карантине": как теперь платить за госкомимущество";

"Тендерный процесс во время карантина: организуем бюджетные закупки".

1. КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. Постановление № 211постановление КМУ "О предупреждении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2" от 11.03.2020 г. № 211.

3. Приказ № 818приказ Минфина "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления" от 13.09.2016 г. № 818.

4. Приказ № 406приказ Минобразования "Об организационных мерах для предупреждения распространения коронавируса COVID-19" от 16.03.2020 г. № 406.

5. Распоряжение № 444распоряжение КГГА "О некоторых мерах по предупреждению распространения коронавируса COVID-19 на территории города Киева" от 16.03.2020 г. № 444.

6. Приказ № 40-20приказ НАГС "О дополнительных мерах по противодействию распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, в НАГС" от 16.03.2020 г. № 40-20.

7. Приказ № 130приказ Госказначейства Украины "Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению" от 18.12.2000 г. № 130.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua