Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Интернет-магазин: организационные аспекты
Нина Дьяконова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

В кризисных условиях торговля через интернет-магазин стала пользоваться повышенным спросом. Ведь карантин на такую торговлю не распространяется, и покупатели без проблем могут получить желаемый товар. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН рассмотрит главные моменты, связанные с организацией интернет-торговли.

Основные термины

Основным нормативным актом, регламентирующим правовые отношения в сфере электронной коммерции во время совершения электронных правовых сделок, является Закон № 675. На такую торговлю распространяются также положения "общих" нормативов: ГКУ, ХКУ, Закона № 1023, Закона № 2297, Закона № 265/95, Закона № 2346 и др. Есть и "подзаконные" нормативы, в частности Правила № 103, Правила № 104, Правила № 185, Порядок № 833.

В п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 675 интернет-магазин определен как средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки.

Электронная сделка – действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, осуществленное с использованием информационно-телекоммуникационных систем (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

Электронные сделки осуществляются в сфере электронной торговли, которой считается хозяйственная деятельность в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным способом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-телекоммуникационных систем (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

Электронная торговля входит в понятие "электронная коммерция", которое определено в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 675 как отношения, направленные на получение прибыли, возникающие при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, совершенные дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в результате чего у участников таких отношений возникают права и обязанности имущественного характера.

Требования к продавцу в интернет-магазине

Продавцами в сфере электронной коммерции могут быть субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица). У таких лиц в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований должен быть указан вид деятельности по КВЭД 47.91 "Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет". На это обращалось внимание и в письмах Госкомпредпринимательства от 11.01.2014 г. № 196/0/20-14, ГНСУ от 11.12.2012 г. № 11229/0/71-12/15-2217Є, Главного управления ГФС в Харьковской области от 03.03.2016 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15.

Согласно Методосновам № 396 класс 47.91 включает розничную торговлю с помощью компаний почтового заказа или сети Интернет, то есть деятельность по розничной торговле, где покупатель делает свой выбор, основываясь на рекламных объявлениях, каталогах, информации веб-сайтов или любой другой рекламной продукции, и осуществляет заказ по почте, по телефону или через сеть Интернет (обычно с помощью специальных средств, размещенных на веб-сайте). Приобретаемый товар может быть либо непосредственно загружен из интернет-сайта, либо доставлен покупателю.

Данный класс включает:

– розничную торговлю любыми товарами с помощью компаний почтового заказа;

– розничную торговлю любыми товарами в сети Интернет;

– прямую торговлю с помощью телевидения, радио и по телефону;

– деятельность по розничной торговле интернет-аукционов.

Этот класс не включает:

– розничную торговлю автотранспортными средствами, а также деталями и принадлежностями для них в сети Интернет (группы 45.1, 45.3);

– розничную торговлю мотоциклами, а также деталями и принадлежностями для них в сети Интернет (группа 45.40).

Если интернет-торговля не вписывается в класс 47.91, то должен быть указан другой КВЭД, который ей соответствует (например, код 45.11.31 "Розничная торговля автомобилями и малотоннажными автотранспортными средствами через Интернет-магазины").

Продавцы могут пребывать на общей или упрощенной системе налогообложения (с уплатой единого налога). Причем в отношении физических лиц – предпринимателей, которые являются продавцами в интернет-магазине, контролеры подтверждают возможность регистрации плательщиками единого налога 2-й группы (см. письмо Главного управления ГФС в Харьковской области от 03.03.2016 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15).

Какую информацию должен разместить продавец в интернет-магазине

Продавец товаров, работ, услуг в электронной коммерции в ходе своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к следующей информации (ч. 1 ст. 7 Закона № 675):

– полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя;

– местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица – предпринимателя;

– адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;

– идентификационный код для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов для физического лица – предпринимателя, или серия и номер паспорта для физического лица – предпринимателя, который из-за своих религиозных убеждений отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально уведомил об этом соответствующий налоговый орган и имеет отметку в паспорте;

– сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию;

– сведения о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги (в частности, это относится к НДС и акцизному налогу);

– в случае доставки товара – информация о стоимости доставки;

– другие сведения, которые в соответствии с законодательством подлежат обнародованию.

Кроме того, необходимо разместить информацию, указанную в ч. 2 ст. 13 Закона № 1023, а именно:

– порядок принятия претензии;

– основные характеристики продукции;

– цена, включая плату за доставку, и условия оплаты;

– гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;

– другие условия поставки или исполнения договора;

– минимальная продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;

– стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

– период принятия предложений;

– порядок расторжения договора.

В случае непредоставления данной информации к субъекту хозяйствования могут быть применены санкции, предусмотренные ст. ст. 15 и 23 Закона № 1023. Так, согласно п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 на продавца может быть наложен штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (не менее 85 грн), а в случае, если в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, – в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн).

При этом продавец вправе требовать от другой стороны только такие сведения, без которых заключение и исполнение обязательств по электронному договору невозможно (ч. 4 ст. 7 Закона № 675).

Покупатель же товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции, который принимает (акцептует) предложение другой стороны о заключении электронного договора, обязан сообщить о себе информацию, необходимую для его заключения (ч. 2 ст. 8 Закона № 675).

Что нельзя продавать в интернет-магазине

Ассортимент товаров, которые продаются на заказ и вне торговых или офисных помещений (в том числе в интернет-магазине), определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, кроме товаров, продажа которых согласно законодательству запрещена (п. 1.3 Правил № 103).

В частности, запрещено сейчас продавать следующие товары:

1) алкогольные напитки и табачные изделия. Против интернет-торговли этой продукцией возражают налоговики. Так, в разъяснении из категории 113.02 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua) налоговики пришли к выводу, что субъект хозяйствования, который имеет лицензию на право оптовой торговли алкогольными напитками (табачными изделиями), не может осуществлять продажу алкогольных напитков (табачных изделий) через сеть Интернет, поскольку такие товары должны храниться в местах, внесенных в Единый государственный реестр мест хранения, а их реализация (отгрузка) должна осуществляться непосредственно из мест, внесенных в данный Реестр.

А в разъяснении из категории 113.04 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua) контролеры заметили, что субъект хозяйствования (в том числе иностранный субъект хозяйствования, действующий через свои зарегистрированные постоянные представительства) не может осуществлять продажу алкогольных напитков (табачных изделий) через интернет-магазин, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществление розничной торговли такими изделиями требует наличия соответствующего торгового помещения;

2) лекарственные средства. Согласно п. 27 Лицензионных условий № 929 торговля лекарственными средствами ведется исключительно через аптечные заведения и не может осуществляться дистанционно и путем электронной торговли, а также по почте и через любые заведения, кроме аптечных, и вне их, кроме случаев, предусмотренных данными Лицензионными условиями.

Есть запреты и в других документах. Например, в Лицензионных условиях № 1000 сказано, что местом осуществления вида хозяйственной деятельности, в частности по продаже оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, является объект (помещение, здание), в пределах которого осуществляется соответствующий вид хозяйственной деятельности или который используется для его осуществления (может совпадать с местонахождением субъекта хозяйствования), в частности магазин, в котором осуществляется торговля оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами.

А впрочем, в подобных случаях можно иметь в наличии "реальный" магазин, а через Интернет продавать товары, находящиеся в этом магазине (путем размещения соответствующих заказов, которые выполняет "реальный" магазин).

Существуют также ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения. В частности, согласно пп. 291.5.1 НКУ всем плательщикам единого налога запрещено осуществлять деятельность по продаже:

– подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, перри (без добавления спирта) и столовых вин). Но алкогольными напитками не разрешают торговать через интернет-магазин налоговики (см. об этом выше);

– драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней);

– предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата (пп. 9 пп. 291.5.1 НКУ).

Заметим также, что в последнее время особой популярностью пользуется организация интернет-торговли с использованием договоров дропшиппинга. Особенности торговли по таким договорам рассматривались в статьях "Дропшиппинг: как оформить отношения" и "Может ли ФЛП-единщик заниматься дропшиппингом?".

Также на эту тему будут полезны статьи:

 "Интернет-магазин: как заключить сделку в электронной торговле";

"Интернет-магазин: как оформить расчеты";

"Интернет-магазин: налоговый учет у продавца";

"Интернет-магазин: бухгалтерский учет у продавца";

"Интернет-магазин: возврат товаров покупателем".

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 1023Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

5. Закон № 2297Закон Украины "О защите персональных данных" от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

6. Закон № 675Закон Украины "Об электронной коммерции" от 03.09.2015 г. № 675-VІІІ.

7. Закон № 265/95Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

8. Закон № 2346Закон Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" от 05.04.2001 г. № 2346-III.

9. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833.

10. Правила № 103 – Правила продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 103.

11. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104.

12. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

13. Лицензионные условия № 929 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов), утвержденные постановлением Кабмина от 30.11.2016 г. № 929.

14. Лицензионные условия № 1000 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству и ремонту огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, торговле огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду; производству специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продаже, утвержденные постановлением Кабмина от 02.12.2015 г. № 1000.

15. Методосновы № 396 – Классификация видов экономической деятельности. Методологические основы и пояснения (КВЭД-2010), утвержденные приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua