Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Работа под одной торговой маркой: какими бывают торговые марки
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Для организации работы под одной торговой маркой прежде всего необходимо знать, какие именно объекты к ней относятся. Ведь торговые марки подлежат обязательной регистрации, с процедурой проведения которой можно ознакомиться в статье "Работа под одной торговой маркой: регистрация торговой марки". А в данном материале издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о том, какими бывают торговые марки.

Что относят к торговой марке

Торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для отличия товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) другими лицами (ч. 1 ст. 492 ГКУ).

Следует учесть, что в нормативных актах приводятся термины "торговая марка", "знак для товаров и услуг", которые тождественны по своему правовому содержанию (п. 1.5 Постановления № 12).

Объектом знака может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, в частности следующие (ч. 1 ст. 492 ГКУ, ч. 2 ст. 5 Закона № 3689):

– слова (в том числе собственные имена);

– буквы;

– цифры;

– изображающие элементы;

– цвета и комбинации цветов;

– любая комбинация таких обозначений.

В то же время объектом знака не могут быть имена или псевдонимы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных или автономных советских республик (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры), работали в советских органах государственной безопасности, названия СССР, УССР (УССР), других союзных советских республик и производные от них, названия, связанные с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, преследованием участников борьбы за независимость Украины в XX веке (ч. 2 ст. 5 Закона № 3689).

Виды торговых марок

По форме своего выражения торговые марки (знаки) могут быть такими (см. Рис.):

Рис. Виды торговых марок по форме выражения

Торговые марки и право интеллектуальной собственности

Торговые марки являются объектом права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 420 ГКУ, ч. 1 ст. 155 ХКУ). Субъектами права интеллектуальной собственности на торговую марку являются физические и юридические лица (ч. 1 ст. 493 ГКУ).

Право интеллектуальной собственности на определенную торговую марку может принадлежать одновременно нескольким физическим и (или) юридическим лицам (ч. 2 ст. 493 ГКУ). Такая марка отличает товары и услуги участников объединения предприятий (торговая марка объединения, общая торговая марка) от однородных товаров и услуг других субъектов хозяйствования, или используется совместно несколькими субъектами в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 158 ХКУ).

Приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством (ч. 1 ст. 494 ГКУ, ч. 3 ст. 5 Закона № 3689). Свидетельство предоставляет право его владельцу запрещать другим лицам использовать зарегистрированную торговую марку без его разрешения, за исключением случаев правомерного использования торговой марки без его разрешения (ч. 3 ст. 157 ХКУ). Объем правовой охраны торговой марки определяется приведенными в свидетельстве ее изображением и перечнем товаров и услуг (ч. 2 ст. 494 ГКУ, ч. 4 ст. 5 Закона № 3689).

Субъекты права на торговую марку могут проставлять предупредительную маркировку, которая указывает на то, что используемая торговая марка зарегистрирована в Украине (ч. 4 ст. 157 ХКУ, ч. 10 ст. 16 Закона № 3689). Причем использование предупредительной маркировки является именно правом, а не обязанностью владельца знака (ст. 5D Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года).

В международной практике используется, в частности, такая маркировка: "®" или Reg ТМ, ТМ, "Mr" (Mark Registered), "Trademark", "Registered Trademark".

Имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку действуют в течение десяти лет с даты, следующей за датой подачи заявки на торговую марку, если иное не установлено законом. Этот срок может быть продлен каждый раз на десять лет (ч. 1 ст. 496 ГКУ).

Также на эту тему читайте статьи:

 "Работа под одной торговой маркой: регистрация торговой марки";

"Работа под одной торговой маркой: как передать права на торговую марку";

"Работа под одной торговой маркой: налоговый учет у лицензиара";

"Работа под одной торговой маркой: бухгалтерский учет у лицензиара";

"Работа под одной торговой маркой: бухгалтерский учет у лицензиата";

"Работа под одной торговой маркой: налоговый учет у лицензиата".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua