Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Бартерные операции: правовые аспекты и валютный надзор
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В условиях финансового кризиса возрастает актуальность бартерных операций. Ведь они позволяют без хождения денег обмениваться необходимыми товарами. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН рассмотрит правовые аспекты и особенности валютного надзора за бартерными договорами.

Правовое регулирование

Бартер относится к договорам мены, особенности заключения которых изложены в § 6 гл. 54 ГКУ и ст. 293 ХКУ. Так, по договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой товар (ч. 1 ст. 715 ГКУ). В определении договора мены из ч. 1 ст. 293 ХКУ предусмотрена возможность обмена товара на условиях полного хозяйственного ведения или оперативного управления, но это касается государственных и коммунальных предприятий.

К договору мены применяются общие положения о купле-продаже, положения о договоре поставки, договоре контрактации или другие договоры, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит сути обязательства (ч. 1 ст. 716 ГКУ, ч. 5 ст. 293 ХКУ).

Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который она передает в обмен, и покупателем товара, который она получает взамен (ч. 2 ст. 715 ГКУ, ч. 2 ст. 293 ХКУ).

Стороны могут договориться об обмене товарами различной стоимости. В данном случае в договоре может быть установлена доплата за товар большей стоимости, который обменивается на товар меньшей стоимости (ч. 3 ст. 715 ГКУ, ч. 3 ст. 293 ХКУ).

Обратите внимание: право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств по передаче имущества обеими сторонами, если иное не установлено договором или законом (ч. 4 ст. 715 ГКУ). Поэтому, если в договоре не будут предусмотрены особые условия перехода права собственности на товар, по общим правилам он состоится на последнюю дату (либо по отгрузке товара покупателю, либо по получению от него товара), что влияет и на бухгалтерский учет.

Учитывая вышеизложенное, если стороны желают отражать операции по бартерным договорам в обычном порядке, то есть на дату передачи товара покупателю (ч. 1 ст. 334 ГКУ), такое условие обязательно следует указать в договоре мены.

Договором может быть установлен обмен имущества на работы (услуги) (ч. 5 ст. 715 ГКУ). Не может быть объектом мены имущество, отнесенное законодательством к основным фондам, которое принадлежит к государственной или коммунальной собственности, в случае если другая сторона договора мены не является соответственно государственным или коммунальным предприятием (ч. 4 ст. 293 ХКУ).

Заметим также, что бартерный договор следует отличать от ситуации взаимозачета. В бартерном договоре обмен товарами (работами, услугами) осуществляется в рамках одного заключенного договора по сбалансированной стоимости. В то же время при зачете встречные требования относятся к разным договорам. На это обращают внимание и налоговики (см. письмо ГФСУ от 28.10.2015 г. № 22799/6/99-99-19-02-02-15).

Особенности бартера в ВЭД

Порядок заключения бартерных договоров в сфере ВЭД регламентирует Закон № 351. Согласно ч. 1 ст. 1 настоящего Закона:

Товарообменная (бартерная) операция в области внешнеэкономической деятельности – это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме, между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности, предусматривающий сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом сочетании, не опосредованный движением средств в наличной или безналичной форме.

Таким образом, в сфере ВЭД к бартерным относятся как непосредственно бартерные договоры, предусматривающие обмен товарами (работами, услугами), так и договоры со смешанной формой оплаты, когда часть стоимости продукции компенсируется в денежной форме.

В бартерном договоре указывается общая стоимость импортируемых товаров и общая стоимость экспортируемых по данному договору товаров (работ, услуг) с обязательным выражением в иностранной валюте, отнесенной Нацбанком Украины к 1-й группе Классификатора (ч. 2 ст. 1 Закона № 351, пп. 1.6 Положения № 201).

В разделе "Предмет договора" приводится точное наименование (марка, сорт) встречных поставок. Если товар (работа, услуга) требует более детальной характеристики или номенклатура товаров (работ, услуг) достаточно большая, то это отражается в приложении (спецификации), которое должно быть неотъемлемой частью договора, о чем делается соответствующая отметка в тексте договора. Для бартерного (товарообменного) договора такое приложение (спецификация), кроме того, балансируется еще по общей стоимости экспорта и импорта товаров (работ, услуг). Это предусмотрено в пп. 1.3 Положения № 201.

Все субъекты внешнеэкономической деятельности Украины имеют право на проведение товарообменных (бартерных) операций в соответствии с законодательством Украины (ч. 3 ст. 1 Закона № 351).

В то же время в Украине установлен:

1) Перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых по бартерным (товарообменным) операциями запрещается (приложение 1 к Постановлению № 756);

2) Перечень товаров (работ, услуг), импорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается (приложение 2 к Постановлению № 756).

Однако установленные Постановлением № 756 ограничения не распространяются на товарообменные (бартерные) операции (п. 2 Постановления № 756):

– которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с контрактами (договорами), заключенными для реализации международных договоров Украины, и предметом импортной части которых является электроэнергия, нефть сырая, газ и ядерное топливо;

– сторонами которых являются субъекты ВЭД и иностранные субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности в странах – участницах Содружества Независимых Государств согласно законодательству этих стран, при условии, что в процессе проведения соответствующих товарообменных (бартерных) операций между этими субъектами будет соблюдаться правило прямой отгрузки при осуществлении экспорта с территории Украины.

Применительно к бартерным операциям в сфере ВЭД важно определить в договоре право, подлежащее применению к содержанию правовых отношений (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 32 Закона № 2709). Условие о выборе материального и процессуального права, которое будет применяться судом при возникновении спора по ВЭД-контракту, относится к его обязательным условиям (пп. 1.12 Положения № 201).

Если договор регулируется правом Украины, то особенности заключения договора мены регламентируются § 6 гл. 54 ГКУ и ст. 293 ХКУ.

Валютный надзор за бартером в ВЭД

Процедура валютного надзора за бартером в ВЭД регламентируется Законом № 351. В частности, товары, импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позже 180 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления таможенной декларации на экспорт) товаров, фактически экспортированных по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг – с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг (ч. 1 ст. 2 Закона № 351). На этом акцентируют внимание и налоговики в разъяснении из категории 112.04 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua).

Причем следует учесть, что срок 180 календарных дней установлен в специальном законодательном акте, поэтому на бартерные договоры не распространяется общий срок расчетов 365 календарных дней, указанный в п. 21 Положения № 5.

В случае переоформления в установленном порядке бартерного договора на другие виды внешнеэкономического договора сроки, предусмотренные ст. 2 Закона № 351, не возобновляются и не прерываются (ч. 4 ст. 2 Закона № 351).

Нарушение субъектом внешнеэкономической деятельности Украины указанного в ч. 1 ст. 2 Закона № 351 срока ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), импортируемых по бартерному договору, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % стоимости импортируемых неполученных товаров (работ, услуг). Общий размер начисленной пени не может превышать размера задолженности (ч. 1 ст. 3 Закона № 351). Контролируют соблюдение сроков проведения расчетов по бартерным договорам налоговики.

Однако, если задолженность по бартерному договору возникла из-за форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 2 Закона № 351, останавливаются и пеня за их нарушение в течение действия этих обстоятельств не взыскивается.

Наступление и окончание действия обстоятельств непреодолимой силы должно быть подтверждено справкой официального органа, уполномоченного государством, где такие обстоятельства имели место. Обстоятельства форс-мажора подтверждаются в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 3 Закона № 351).

Кроме того, в случае принятия судом, Международным коммерческим арбитражным судом либо Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины или другим уполномоченным арбитражем, в том числе в другой стране, искового заявления о взыскании задолженности, возникшей в результате несоблюдения сроков и других условий, определенных бартерным договором, сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 2 Закона № 351, останавливаются и пеня за их нарушение в данный период не уплачивается (ч. 3 ст. 3 Закона № 351).

Еще одна особенность связана с бартером работ, услуг. В частности, согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 351 субъекты ВЭД Украины, осуществившие экспорт или импорт работ, услуг по бартерному договору, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ или предоставление услуг, уведомить о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг) при импорте или экспорте:

– товаров – таможню;

– работ или услуг – государственную налоговую инспекцию.

На это обращают внимание и налоговики (см. разъяснение из категории 112.04 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua), ИНК ГФСУ от 20.02.2019 г. № 627/6/99-99-14-06-02-15/ІПК).

По нормам ч. 4 ст. 3 Закона № 351 таможни осуществляют контроль за поступлением товаров по импорту по бартерным договорам и информируют органы ГНС о нарушении сроков поступления товаров, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 351.

Форма такого уведомления приведена в приложении 1 к Порядку № 404. Уведомление подается лично или по почте в двух экземплярах. Один экземпляр остается для учета и контроля в налоговых органах, а на втором экземпляре проставляется штамп налогового органа, и он остается у участника внешнеэкономического контракта – резидента Украины (пп. 1.2 Порядка № 404).

Непредставление или несвоевременное представление такой информации (уведомления) влечет за собой начисление пени в размере 1 % стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки. Общий размер начисленной пени не может превышать стоимости экспортированных товаров (работ, услуг).

Взыскание налоговыми органами пени, начисленной в иностранной валюте, осуществляется в гривнях по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности (см. письмо ГНАУ от 31.03.2009 г. № 6602/7/22-5017).

Также на эту тему читайте статьи:

"Бартерные операции внутри Украины: обмен подобными запасами";

"Бартерные операции внутри Украины: обмен неподобными запасами";

"Бартерные операции: налоговый учет";

"Бартерные операции в ВЭД: бухгалтерский учет".

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Закон № 351Закон Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности" от 23.12.98 г. № 351-XIV.

4. Закон № 2709Закон Украины "О международном частном праве" от 23.06.2005 г. № 2709-IV.

5. Положение № 5 – Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 02.01.2019 г. № 5.

6. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики и по вопросам евроинтеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

7. Постановление № 756постановление КМУ "О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" от 29.04.99 г. № 756.

8. Порядок № 404 – Порядок уведомления органов государственной налоговой службы субъектами внешнеэкономической деятельности об осуществлении товарообменных операций во исполнение части 4 статьи 3 Закона Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности", утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 26.08.2003 г. № 404.

9. Классификатор – Классификатор иностранных валют и банковских металлов, утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины от 04.02.98 г. № 34.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua