Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Разбираем Закон № 466 по косточкам: НДС-изменения
Галина Зубарь, главный редактор Б&З, ЛІГА:ЗАКОН

В последнее время сложилась нехорошая традиция, когда нормы законов вступают в силу в выходные дни. Не стала исключением и так называемая "налоговая реформа", хотя, как утверждал ранее Даниил Гетманцев (прим. – председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики): "Это не налоговая реформа и не новый Налоговый кодекс". Действительно, реформой Закон № 466 не назовешь, однако изменения достаточно масштабные и не всегда в пользу бизнеса. В настоящей статье рассмотрим главное касательно НДС-изменений.

Штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК: "полку" прибыло

Если раньше в налоговой накладной / расчете корректировки (далее – НН/РК) не было НДС или указана нулевая ставка, за их несвоевременную регистрацию / нерегистрацию в ЕРНН штрафа не было, поскольку базой для такого штрафа была именно сумма НДС.

Однако законодатели решили, что бюджет получает маловато штрафов, и п. 76 Закона № 466 внесли изменения в ст. 1201 НКУ.

Итак, для НН/РК на освобожденные от НДС операции, по ставке 0 %, а также для компенсирующих НО (по п. 198.5 и ст. 199 НКУ) и с типом причины "15" (составлена на сумму превышения базы налогообложения, определенной в соответствии со статьями 188 и 189 Налогового кодекса Украины, над фактической ценой поставки) штрафы с 23.05.2020 следующие:

– за нарушение срока регистрации в ЕРНН – в размере 2 % объема поставок (без НДС), но не более 1020 грн (п. 1201.1 НКУ);

– за нерегистрацию в ЕРНН (если выявится в ходе проверки) – в размере 5 % объема поставок (без НДС), но не более 3400 грн (п. 1201.2 НКУ).

Что касается компенсирующих НО и на сумму превышения, то здесь, конечно, применили метод "пряника", так как ранее штрафы применялись к таким НН/РК на общих основаниях (от 10 до 50 % от суммы НДС в таких НН/РК).

Для остальных НН/РК размеры штрафов и подходы к их применению остались неизменными.

Не применяются штрафные санкции за нарушения сроков регистрации НН/РК в ЕРНН, совершенные в период с 01.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабмином на всей территории Украины с целью предупреждения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19) (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Таким образом, хотя обновленные штрафные нормы вступили в силу с 23.05.2020, применяться к плательщикам НДС они будут после окончания карантина.

Еще один важный момент касательно штрафов, начисленных плательщикам НДС в период с 01.01.2017 до 31.12.2019, которые по состоянию на 23.05.2020 находятся в процедуре административного или судебного обжалования и денежные обязательства по которым не уплачены, то есть являются несогласованными.

Так, согласно п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НКУ контролирующий орган по месту регистрации плательщика налога осуществляет перерасчет суммы штрафа и направляет (вручает) такому плательщику новое налоговое уведомление-решение. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным). Правда, сроки данной процедуры не определены. Касается указанная норма несвоевременной регистрации / нерегистрации в ЕРНН уже упомянутых нами НН/РК:

– на освобожденные от НДС операции;

– на операции по ставке НДС 0 %;

– компенсирующих НО (по п. 198.5 и ст. 199 НКУ);

– с типом причины "15" (составлена на сумму превышения базы налогообложения, определенной в соответствии со статьями 188 и 189 Налогового кодекса Украины, над фактической ценой поставки);

а также

по операциям, не предусматривающим предоставление НН/РК получателю (покупателю).

Речь идет о штрафах за нарушение срока регистрации в ЕРНН – в размере 2 % объема поставок (без НДС), но не более 1020 грн (п. 1201.1 НКУ), а также за нерегистрацию в ЕРНН (если выявится в ходе проверки) – в размере 5 % объема поставок (без НДС), но не более 3400 грн (п. 1201.2 НКУ).

И здесь начинается самое интересное: за несвоевременную регистрацию / нерегистрацию в ЕРНН НН/РК на освобожденные от НДС операции и по ставке НДС 0 % в период с 01.01.2017 до 31.12.2019 штрафы не были предусмотрены. Зачем тогда внесли данную норму? По логике никаких штрафов не должно быть, ну, конечно, если фискалы не придумают что-то "креативное" с последующей судебной волокитой.

Не менее интересна и судьба НН/РК по операциям, не предусматривающим предоставление НН/РК получателю (покупателю), ну, кроме компенсирующих НО. Для них вообще никаких преференций НКУ не предусматривает, а теперь старые штрафы должны уменьшить, а новые будут "по полной". Одним словом, все же перемудрили законодатели.

Отдельные сроки на регистрацию в ЕРНН сводных НН

Законом № 466 (п. 116) внесены изменения в п. 201.10 НКУ. Так, с 23.05.2020 сводные НН, составленные по операциям, определенным п. 198.5 и п. 199.1 НКУ (код признака – 1 и 2), и РК к ним регистрируются в ЕРНН в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены.

До сих пор общая проблема заключалась в том, что начисление компенсирующих налоговых обязательств необходимо было осуществлять в том отчетном периоде, в котором у покупателя таких товаров/услуг возникли основания для включения сумм НДС, уплаченных (начисленных) при их приобретении, в состав налогового кредита (разъяснение из категорий 101.06 и 101.14 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua)), а такая возможность не всегда была, поскольку продавцы могли "тянуть до последнего" с регистрацией в ЕРНН НН, и в результате чего покупатель не всегда мог своевременно зарегистрировать компенсирующую НН. Теперь же дополнительные 5 дней на регистрацию для покупателя должны решить давнюю проблему.

Уточнен состав базы обложения НДС

Возмещению упущенной выгоды не место в базе налогообложения

Уточнен п. 188.1 НКУ (действует с 23.05.2020). Итак, отныне в состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых от просроченной суммы и инфляционные расходы, возмещение вреда, в том числе возмещение упущенной выгоды по решениям международных коммерческих и инвестиционных арбитражей или иностранных судов, полученным плательщиком налога вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Экспорт товаров

Появился новый п. 189.17 НКУ (действует с 23.05.2020), согласно которому базой налогообложения для операций по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с требованиями ТКУ. Вероятно, данная норма связана с давними фискальными фантазиями в виде доначисления НДС по ставке 20 % до минбазы относительно дешевого экспорта, которые окончательно прекратила ОНК № 673.

Для поставки электроэнергии

Также благодаря изменениям в абз. 5 п. 188.1 НКУ с 23.05.2020 минимальный уровень базы обложения НДС не применяется при поставке электрической энергии, цена на которую сложилась на рынке электрической энергии.

Налоговый кредит и кассовый метод НДС

Пункт 198.6 НКУ (действует с 23.05.2020) дополнен упоминанием о том, что, в частности, налоговый кредит может быть подтвержден временными, дополнительными и другими видами таможенных деклараций, по которым уплачиваются суммы налога в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Украины.

Данная норма должна обуздать "фискальное мнение", в частности, о невозможности формирования налогового кредита по временным таможенным декларациям, которое поддерживал Минфин (см. письмо Минфина от 12.02.2020 г. № 11310-09-62/4610, ИНК ГФСУ от 07.05.2019 г. № 2005/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 27.08.2019 г. № 4002/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Кроме того, плательщикам НДС, применяющим кассовый метод учета НДС, разрешено включить в налоговый кредит суммы входного НДС на основании составленных более 1095 дней назад и зарегистрированных в ЕРНН НН в отчетном периоде, в котором произошла оплата или предоставление других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров/услуг, но не позднее чем через 60 календарных дней с даты оплаты (списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) или предоставления других видов компенсаций).

Уточнен также п. 187.1 НКУ (действует с 23.05.2020), который отныне разрешает применение кассового метода учета НДС не только подрядчиками строительных работ, но и субподрядчиками. Напомним: ранее налоговики разрешали применение кассового метода лишь подрядчиками (см., в частности, ИНК ГУ ГФС в Запорожской области от 06.09.2017 г. № 1833/ІПК/08-01-12-01-10, ИНК ГФСУ от 01.02.2018 г. № 408/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Временно, с 23.05.2020 до 01.01.2022, применять кассовый метод учета НДС должны плательщики НДС, предоставляющие услуги по обеспечению общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии в соответствии с Законом Украины "О рынке электрической энергии" от 13.04.2017 г. № 2019-VIII (п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Календарный месяц – единственный отчетный период для всех плательщиков НДС

Благодаря п. 117 Закона № 466, которым внесены изменения в ст. 202 НКУ (действуют с 23.05.2020), квартальный отчетный период для плательщиков единого налога канул в Лету. Вот только сразу возник вопрос без ответа касаемо того, как быть единщикам уже сейчас посреди второго квартала.

И здесь снова поле для творчества фискалов: отчитываться ли за май вместе с апрелем (прим. – он же считался еще квартальным периодом)? Никаких переходных положений в данной части Закон № 466 не содержит. Квартальную декларацию представить за период с 1 апреля по 23 мая вряд ли будет возможно, потому что такого периода уже не существует. А если было отрицательное значение в І квартале – куда его девать, в какую декларацию? И таких вопросов множество.

Одним словом, ждем авторитетного фискального мнения.

Агенты НДС – получатели услуг от нерезидента на таможенной территории Украины

Изменена редакция п. 208.1 НКУ (действует с 23.05.2020):

Настоящей статьей устанавливаются правила налогообложения в случае поставки лицом-нерезидентом, не зарегистрированным в качестве плательщика налога, услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, лицу, зарегистрированному в качестве плательщика налога, или любому другому лицу-резиденту – субъекту хозяйствования.

Как видим, вместо "юридического лица – резидента" получили "резидента – субъекта хозяйствования". Это так, чтобы никаких разговоров не возникало касательно того, что ФЛП – это не юрлицо, а следовательно и НДС не нужно уплачивать. Таки действительно законодатели устраняют несогласованности в НКУ.

Задекларированное отрицательное значение НДС более 100 тыс. грн будут проверять в течение 60 календарных дней

Соответствующие изменения внесены в п. 200.11 НКУ (действуют с 23.05.2020). То есть теперь одинаковы максимальные сроки для внеплановых документальных проверок по пп. 78.1.8 НКУ относительно заявленного бюджетного возмещения НДС и задекларированного отрицательного значения НДС, которое составляет более 100 тыс. грн:

в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации, а в случае если такая налоговая декларация представлена по истечении предельного срока – за днем ее фактического представления.

Регистрационный лимит

Законом № 466 внесены изменения и в СЭА НДС. Итак, с 23.05.2020 на счета в СЭА НДС будут зачисляться средства, изъятые в соответствии со ст. 95 НКУ в счет погашения налогового долга по НДС по задекларированным к уплате налоговым обязательствам за периоды начиная с 01.07.2015, определенным плательщиком НДС в декларации по НДС или уточняющем расчете (п. 2001.4 НКУ). Такие суммы будут принимать участие в расчете регистрационного лимита в составе показателя  ПопРах (п. 2001.3 НКУ).

Кроме того, в случае отмены аннулирования регистрации плательщика НДС (по решению ГНС или суда, которое вступило в законную силу) показатель Накл такого плательщика подлежит перерасчету за отчетный (налоговый) период, в котором произошло аннулирование регистрации плательщика налога, которое отменено. Перерасчет регистрационного лимита осуществляется в течение трех рабочих дней, следующих за днем внесения в Реестр плательщиков НДС изменений об отмене аннулирования НДС-регистрации такого плательщика, кроме случаев, когда на момент отмены решения об аннулировании регистрации лицо применяет упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает уплату НДС, или повторная НДС-регистрация (следующая за отмененной) такого лица аннулирована по основаниям, предусмотренным п. 184.1 НКУ.

НДС-регистрация/разрегистрация

Изменения в данной части действуют с 23.05.2020.

Так, в случае добровольной регистрации регистрационное заявление подается не позднее чем за 10 календарных дней (было 20) до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ).

При изменении ставки единого налога с 5 % без НДС на 3 % с НДС регистрационное заявление необходимо подать не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, в котором будет применяться ставка единого налога, предусматривающая уплату НДС (п. 183.4 НКУ).

Согласно обновленному п. 183.7 НКУ заявление о регистрации лица в качестве плательщика НДС подается в контролирующий орган исключительно в электронной форме.

Имеется одно исключение – когда оно подается как приложение к заявлению о госрегистрации создания юрлица или госрегистрации ФЛП.

Обновлен и п. 183.15 НКУ относительно перерегистрации плательщика НДС. Так, она проводится при:

– преобразовании юрлица – плательщика НДС;

– изменении данных о плательщике НДС, которые касаются его налогового номера и/или наименования (фамилии, имени и отчества) и не связаны с ликвидацией или реорганизацией плательщика НДС;

– установлении расхождений или ошибок в записях Реестра плательщиков НДС.

Для перерегистрации плательщик НДС, как и прежде, подает регистрационное заявление (с отметкой "Перереєстрація") в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике НДС или возникли другие основания для перерегистрации.

Если лицо, созданное путем преобразования, не подало в 10-дневный срок заявление для перерегистрации, его НДС-регистрация будет аннулирована.

В соответствии с обновленным абз. 2 п. 184.2 НКУ (действует с 23.05.2020) аннулирование НДС-регистрации осуществляется контролирующим органом автоматически на основании:

– записи в ЕГР о государственной регистрации прекращения юрлица (кроме преобразования) или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;

– записи в Реестре плательщиков единого налога о применении упрощенной системы налогообложения, которая не предусматривает уплаты НДС.

Перечень дат аннулирования НДС-регистрации дополнен датой госрегистрации прекращения юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя.

НДС-льготы

Экспорт соевых бобов и рапса

С 23.05.2020 возобновлено применение нулевой ставки НДС к операциям по экспорту соевых бобов (код 1201 согласно УКТ ВЭД) и семян рапса или репака (код 1205 согласно УКТ ВЭД).

Напомним: именно режим освобождения от НДС таких операций по п. 63 подразд. 2 разд. ХХ НКУ не давал возможности декларировать бюджетное возмещение по НДС. Теперь он исключен.

Ввоз и поставка электромобилей

До 31 декабря 2022 года освобождены от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и по поставке на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), из товарной подкатегории 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД (в том числе произведенных в Украине).

С 23.05.2020 данная норма не содержит уже коды согласно УКТ ВЭД 8502 31 00 00, 8541 40 90 00 и 8504 40 88 00.

Передача транспортных средств спецназначения

Согласно п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ временно, до 31 декабря 2020 года, освобождаются от обложения НДС операции по бесплатной передаче во владение и пользование транспортных средств:

товарных позиций 8702 и 8703 согласно УКТ ВЭД для лиц с инвалидностью (в т. ч. детей с инвалидностью) и других льготных категорий населения, определенных законодательством Украины по перечню, утвержденному Кабмином;

– спецназначения (скорая медицинская помощь и для нужд центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, пожарной и техногенной безопасности).

Порядок учета бесплатно переданных транспортных средств и контроля за их целевым использованием устанавливается Кабмином. В настоящее время такой Порядок отсутствует.

Кстати, благодаря тому, что Закон № 466 был принят в январе текущего года, а вступил в силу в мае, в подразд. 2 разд. ХХ НКУ были внесены уже п. п. 71 и 72 Законом № 540, касающиеся карантинных вопросов. А после вступления в силу Закона № 466 появились еще одни п. п. 71 и 72 к подразд. 2 разд. ХХ НКУ относительно льготных НДС-вопросов. Вот так и руководствуемся теперь с вами одинаковыми номерами пунктов по различным вопросам. И теперь нашим законодателям нужен еще один закон, чтобы устранить "технические и логические несогласованности".

Льготы дипломатических представительств и консульских учреждений

Освобождение от обложения НДС предусмотрено п. 197.2 НКУ для операций по поставке и ввозу на таможенную территорию Украины товаров/услуг, предусмотренных для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Украине, а также для использования лицами из числа дипломатического персонала этих дипломатических миссий и членами их семей, проживающими вместе с такими лицами.

Закон № 466 данную льготу несколько расширил, и касается она также операций по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, предусмотренных для предоставления гуманитарной помощи в Украине дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранных государств и представительствами международных организаций в Украине согласно нормам Закона "О гуманитарной помощи".

Необъектные операции

Уточнено, что не являются объектом обложения НДС (действуют с 23.05.2020):

– в частности, услуги, связанные с переводом средств, которые предоставляют также участники платежных систем, а не только платежные организации платежных систем (пп. 196.1.5 НКУ);

– передача имущества (конфискованного имущества, находок, имущества, признанного бесхозным, сокровищ, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения (в том числе имущества, определенного в ст. 184 ТКУ), которое по праву наследования или по другим законным основаниям переходит в собственность государства, в распоряжение государственных учреждений или организаций, уполномоченных осуществлять их хранение или поставку согласно законодательству, а также операции по бесплатной передаче указанного в данном пункте имущества в случаях, определенных законодательством, во владение и пользование государственных органов, учреждений (организаций), которые содержатся за счет бюджетных средств, а также заведений, в которых воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, детских домов семейного типа, приемных семей (пп. 196.1.20 НКУ). До 23.05.2020 данные операции были освобождены от обложения НДС по пп. 197.1.26 НКУ.

Рассрочка импортного НДС при ввозе оборудования

Временно, до 1 января 2022 года, контролирующий орган по заявлению плательщика налога предоставляет рассрочку (равными частями) уплаты налога на добавленную стоимость на срок, указанный в заявлении плательщика налога, но не более 24 календарных месяцев, без начисления процентов, пени и штрафов, определенных НКУ, при ввозе на таможенную территорию Украины с помещением в таможенный режим импорта оборудования и комплектующих, которые классифицируются по товарным подкатегориям согласно УКТ ВЭД, приведенным в п. 65 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Такая рассрочка действовала до 01.01.2020, а теперь снова с 23.05.2020 ее действие возобновили.

Вот, собственно, кратко о самых главных НДС-изменениях. Однако, судя по "качеству" норм Закона № 466, мы еще неоднократно к ним будем возвращаться.

Также на эту тему читайте статьи:

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения в корректировке финрезультата по операциям с нерезидентами";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения в корректировке финрезультата по операциям с резидентами";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: необоротные активы";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: акциз и рента";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: плательщики налога на репатриацию";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: состав "нерезидентских" доходов";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: порядок удержания налога на доходы нерезидентов";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: общие правила привлечения к ответственности";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: штрафы, которые уже действуют"; 

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения относительно ФЛП, НДФЛ, военного сбора и прочее";

"Вина в налоговых нарушениях: что нового?";

"Умысел и вина в НКУ – одно ли и то же?".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua