Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новации проверок по Закону № 466: общие моменты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Законом № 466 среди прочего внесены изменения в процедуру проведения проверок. Причем большинство из них действует с 23.05.2020. В настоящей статье мы проанализируем, что именно изменилось в общих вопросах, связанных с проведением проверок.

Органы, проводящие проверки

По новым нормам п. 41.1 НКУ контролирующими органами являются:

– налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику (ГНСУ), его территориальные органы) – касаемо соблюдения законодательства по вопросам налогообложения (кроме случаев, определенных пп. 41.1.2 НКУ), законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также касаемо соблюдения другого законодательства, контроль за выполнением которого возлагается на ГНСУ или ее территориальные органы (пп. 41.1.1 НКУ);

– таможенные органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику (ГТСУ), его территориальные органы) – касаемо соблюдения законодательства по вопросам таможенного дела и обложения таможенной пошлиной, акцизным налогом, налогом на добавленную стоимость, прочими налогами и сборами, которые согласно налоговому, таможенному и другому законодательству взимаются в связи с ввозом (пересылкой) товаров на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны либо вывозом (пересылкой) товаров с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны (пп. 41.1.2 НКУ).

Прочие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, в том числе и по запросу правоохранительных органов (п. 41.6 НКУ).

Новые права и обязанности

Налоговым органам было предоставлено право в ходе проведения проверки и рассмотрения результатов проверки получать письменные объяснения от должностных (служебных) лиц по вопросам, касающимся предмета проверки, а также их документальное подтверждение, в том числе относительно осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации (пп. 20.1.46 НКУ).

Данному праву корреспондирует установленная в пп. 16.1.15 НКУ обязанность плательщика налогов обеспечивать предоставление должностными (служебными) лицами налогоплательщика письменных объяснений на письменный запрос контролирующего органа по вопросам, касающимся предмета проверки, и их документального подтверждения.

Между тем здесь новаций нет, поскольку раньше такие действия фактически осуществлялись налоговиками в рамках исполнения общего пп. 20.1.2 НКУ, а плательщиками налогов – пп. 16.1.5. Напомним, что последняя норма устанавливает обязанность представлять по надлежащим образом оформленному письменному требованию контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, прочие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В письменном требовании обязательно должен содержаться конкретный перечень документов, которые обязан представить налогоплательщик, и основания для их представления.

У налоговиков появилась новая возможность получать объяснения от работодателей, и/или их работников, и/или лиц, труд которых используется без документального оформления, при проведении проверок по вопросам соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), соблюдения налоговым агентом налогового законодательства по налогообложению выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе и без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, прочих выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону (пп. 20.1.47 НКУ).

Отметим, что, несмотря на отсутствие такого права в НКУ, налоговики фактически им пользовались и раньше. Тем не менее осведомленные работники как раньше, так и теперь могут отказаться от дачи показаний со ссылкой на нормы ст. 63 Конституции Украины. Данная норма предусматривает, что лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или объяснений в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.

Внесено также уточнение в пп. 17.1.6 НКУ, согласно которому налогоплательщик вправе присутствовать при проведении проверок и давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе таких проверок, и по собственной инициативе – пояснения по вопросам, которые не запрашивались контролирующим органом; ознакамливаться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки; в случае наличия замечаний касаемо содержания (текста) составленных актов (справок) подписывать их с оговоркой и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном НКУ. Такие новации носят уточняющий характер, к тому же и раньше налогоплательщикам ничто не мешало подавать такие объяснения по собственной инициативе.

Получение документации по проверкам через электронный кабинет

С 01.07.2020 вносятся изменения в п. 421.2 НКУ, направленные на детализацию функций электронного кабинета:

Таблица

Действующая редакция п. 421.2 НКУ

Редакция п. 421.2 ПКУ с 01.07.2020

Электронный кабинет обеспечивает возможность реализации плательщиками налогов прав и обязанностей, определенных настоящим Кодексом и другими законами, контроль за соблюдением которых возлагается на контролирующие органы, и нормативно-правовыми актами, принятыми на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов, контроль за соблюдением которых возлагается на контролирующие органы, в том числе путем:

<...> информирования плательщиков налогов о проведении документальной плановой проверки плательщика налогов с указанием даты начала проведения такой проверки, хода и результатов его проверок, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе получения приказа о проведении документальной (плановой или внеплановой, выездной или невыездной) и фактической проверки, получения акта или справки, которым оформлены результаты проверки

<...> получения плательщиками налогов копий приказов о проведении проверок, уведомлений о проведении проверок, актов (справок) проверок, соответствующих запросов и прочих документов, составленных в связи с проведением и по результатам проверок и сверок, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в связи с рассмотрением возражений плательщиков налогов к результатам проверок и/или объяснений плательщика налогов

Как видим, новые правила более детализированы, хотя сути это не меняет.

Уточнено также, что налоговые уведомления-решения, налоговые требования или другие документы по вопросам администрирования налогов, сборов, платежей, налогового контроля, в том числе по вопросам проведения проверок, сверок, адресованные контролирующим органом плательщику налогов, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверены печатью такого контролирующего органа (п. 42.1 НКУ).

Перенос сроков проверки в случае утраты документов

С 23.05.2020 изменились требования к действиям плательщика в ситуации утраты, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в п. п. 44.1 и 44.3 НКУ. В частности, по нормам п. 44.5 НКУ в таком случае налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить (с представлением оформленных согласно законодательству документов, подтверждающих наступление события, которое повлекло за собой такие утрату, повреждение или досрочное уничтожение документов) контролирующий орган по месту учета в порядке, установленном НКУ для представления налоговой отчетности, а также контролирующий орган, осуществивший таможенное оформление соответствующей таможенной декларации, предоставивший авторизацию согласно ТКУ или разрешение на применение специальных (в том числе транзитных) упрощений.

По-прежнему налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в контролирующий орган.

Однако до 23.05.2020 абз. 3 п. 44.5 НКУ содержал общую фразу о том, что в случае невозможности проведения проверки налогоплательщика в случаях, предусмотренных данным подпунктом, сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и представления документов к проверке в рамках определенных указанным подпунктом сроков.

Теперь же установлены четкие сроки переноса проверок в подобных случаях. В частности, при подаче налогоплательщиком в порядке и сроки, определенные абз. 1 п. 44.5 НКУ, уведомления и невозможности проведения проверки налогоплательщика в связи с утратой, повреждением или досрочным уничтожением налогоплательщиком документов сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и представления документов к проверке в пределах определенных данным подпунктом сроков, но на срок не более 120 дней.

К тому же предусмотрено, что в случае невосстановления документов, указанных в п. п. 44.1 и 44.3 НКУ, либо их повторной утраты, повреждения или досрочного уничтожения, которые имели место после использования налогоплательщиком права на их восстановление в порядке, предусмотренном данным пунктом, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на момент составления такой отчетности или на момент выполнения им требований таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на контролирующие органы.

Об изменениях в НКУ, внесенных Законом № 466, читайте в статьях:

"Новации проверок по Закону № 466: процедура проведения";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения в корректировке финрезультата по операциям с нерезидентами";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения в корректировке финрезультата по операциям с резидентами";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: необоротные активы";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: НДС-изменения";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: акциз и рента";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: плательщики налога на репатриацию";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: состав "нерезидентских" доходов";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: порядок удержания налога на доходы нерезидентов";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: изменения относительно ФЛП, НДФЛ, военного сбора и прочее";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: штрафы, которые уже действуют";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: общие правила привлечения к ответственности";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: штрафы, которые заработают с 2021 года";

"Разбираем Закон № 466 по косточкам: измененные с 2021 года штрафы за неуплату налогов";

"Вина в налоговых нарушениях: что нового? ";

"Умысел и вина в НКУ – одно ли и то же?";

"Контролируемые иностранные компании: последствия, риски, решения";

"Контролируемые иностранные компании: определяем объект налогообложения";

"Новые правила ТЦО: изменения, которые необходимо знать уже сегодня";

"Как налоговые органы будут отвечать за вред".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua