Без преувеличения 2020 год можно назвать не только "карантинным" годом, но и годом РРО в Украине. Множество изменений, которые то откладываются, то меняют подходы. Итак, в настоящей статье поговорим об обновленных РРО-штрафах.
Напомним, что в этом году благодаря Закону № 533 применение РРО для ФЛП отсрочили до 2021 года: кому с 1 января, кому с 1 апреля (более подробно об этом читайте в комментарии "Карантинное" уменьшение налоговой нагрузки: мораторий на проверки, неначисление штрафов, отсрочка применения РРО и прочее").
Программные РРО вводят с 1 августа, при этом времени на их тестирование почти не было. Правда, отказываться от классических нет необходимости и не обязательно, ведь кому какой РРО по душе – с тем и работает. Это касается тех, кто обязан использовать РРО, то есть и юрлиц, и ФЛП-общесистемщиков, и ФЛП-единщиков.
А вот со штрафами ситуация интересная. Здесь первая волна новаций заработает с 1 августа 2020 года.
Итак, начнем с главной и наиболее популярной "штрафной" ст. 17 Закона о РРО. И первый самый главный штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона о РРО, который фактически наказывал на 1 грн. С 1 августа 2020 года заработает лайт-версия штрафов по этой норме, а вот на полную эта норма заработает уже с 01.01.2021. Для понимания и сравнения приведем все изменения в табл. 1.
Таблица 1
Суть штрафа | Размер штрафа | |
с 01.08.2020 до 01.01.2021* | с 01.01.2021***** | |
в случае установления в ходе проверки** факта: – проведения расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций, программных регистраторов расчетных операций или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); – непроведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций*** с фискальным режимом работы; – несоответствия на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора расчетных операций, более чем на 10 процентов размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (прим. в 2020 г. – 472,30 грн), а в случае использования**** расчетной книжки – общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня; невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования | 10 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые; 50 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее совершенное нарушение | 100 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые; 150 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее совершенное нарушение |
* Согласно п. 11 разд. ІІ "Заключительные положения" Закона о РРО.
** С 01.08.2020 "в течение календарного года" заменено на "в ходе проверки". А это означает, что у налоговиков появился новый карт-бланш в виде самого подсчета нарушений. Поскольку законодательно этот механизм не прописан, то, исходя из практики проведения проверок, первым будет самое незначительное нарушение, а все следующие – существенными.
*** С 01.08.2020 добавлено "и/или программные регистраторы расчетных операций".
**** До 01.08.2020 было "в случае использования юридическим лицом расчетной книжки", с 01.08.2020 слова "юридическим лицом" исключены, то есть норма касается всех СХ.
***** С 01.01.2021 в пределах размера по этой норме будет происходить наложение штрафа на продавца в рамках подтвержденной жалобы покупателя (кешбэка) согласно ст. 25 Закона о РРО (действует с 01.01.2021).
Не можем обойти практический вопрос о применении штрафов согласно п. 1 ст. 17 Закона о РРО. В частности, если проверка в 2021 году установит нарушение за период с 01.08.2020 по 01.01.2021, то, по мнению автора, с учетом личного прохождения проверок, штрафы будут применяться в размерах, действующих с 01.01.2021. Так уж исторически сложилось, что руководствуются фискалы во время всех проверок нормой п. 11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, без дополнительных пояснений. Но если письменно налоговики признают, что это не так, – будем рады.
Остальные нормы ст. 17 Закона о РРО заработают без переходных особенностей с 01.08.2020, однако есть важные нюансы, о которых необходимо помнить, чтобы не подвергаться штрафам (см. табл. 2).
Таблица 2
Суть штрафа | Размер |
Если в случаях, определенных данным Законом, при осуществлении расчетных операций субъект хозяйствования: – не использует, использует не зарегистрированные надлежащим образом КУРО/РК; – нарушает установленный порядок использования КУРО/РК*; – не хранит в течение установленного срока КУРО/РК | 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ) – 850 грн |
* Таким нарушением с 01.08.2020 будет считаться, например, и ежедневное заполнение КУРО, а не только в случае отсутствия электричества / поломки классического РРО, как того требует пп. 1 п. 1 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения РК, КУРО (раньше об этом мы писали в статье "КУРО: практические аспекты применения"), поскольку прямо можно говорить о нарушении установленного порядка использования КУРО. Что касается вклейки в КУРО ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов), о чем многие спрашивают. Прежде всего напомним, что пп. 6 п. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения РК, КУРО еще с 1 октября 2018 года требует хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НКУ, то есть в течение 1095 дней (раньше мы писали об этом в статье "Революционные РРО/КУРО – улучшения от Минфина: что следует знать"). А вот уже с 01.08.2020 п. 9 ст. 3 Закона о РРО и пп. 6 п. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения РК, КУРО (благодаря Приказу № 317) содержат требование о создании Z-отчетов в бумажной и/или электронной форме. Зачем это сделали – не совсем понятно. А еще абз. 2 п. 12 Положения № 148 (действует с 11.12.2019) требует определить и утвердить внутренним документом: – место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме, – формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, – ответственное за хранение этих чеков лицо. Правда, в частности, классические РРО так устроены, что при осуществлении в течение смены расчетных операций Z-отчет печатается, но при этом обеспечивается его хранение в электронном виде. Так что, по желанию, в бумажном виде сохраняйте как и где угодно, а сама по себе ежедневная вклейка Z-отчета в КУРО не имеет смысла, тем более, что и форма КУРО этого не требует. Более того, в том же пп. 6 п. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и ведения РК, КУРО с 01.08.2020 появится уточнение: "Сохранение субъектом хозяйствования ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в бумажной и/или электронной форме осуществляется любым удобным и не запрещенным действующим законодательством способом". Будут ли наказывать налоговики за вклейку Z-отчетов? Не факт, поскольку, с одной стороны, – это нарушение порядка ведения КУРО, а с другой – не предусмотренное вклеивание не означает запрет, а прямого запрета Порядок регистрации и ведения РК, КУРО не содержит. И хотя практика проведения РРО-проверок такова, что наказывают за нарушения на каждую копейку, по-человечески и из уважения к налогоплательщикам контролерам вообще не стоило бы цепляться к такой мелочи. | |
в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО и/или программных регистраторах расчетных операций (далее – ПРРО) или выявлено искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте | 30 НМДГ (510 грн) |
в случае проведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара, не являющегося подакцизным, и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества | 5 НМДГ (85 грн) |
в случае проведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества* | 300 НМДГ (5100 грн) |
* До 01.08.2020 аналогичное требование касалось только горючего, а вот с указанной даты – всех подакцизных товаров. | |
в случае нарушения установленного п. 1 ст. 9 Закона о РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте | 20 НМДГ (340 грн) |
в случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя | 300 НМДГ (5100 грн) |
в случае непредставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО и/или ПРРО через проводные или беспроводные каналы связи в случае обязательности ее представления | 30 НМДГ (510 грн) |
О штрафе, предусмотренном ст. 19 Закона о РРО (в случае если в конструкцию или программное обеспечение РРО внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя), просто напомним – 500 НМДГ (8500 грн) за каждый РРО, при этом стоимость реализованной продукции возвращается покупателю, а реализованная продукция подлежит конфискации. Так что эксперименты с РРО не пройдут.
По поводу ст. 20 Закона о РРО обращаем внимание, что с 01.08.2020 под ее действие подпадает значительно более широкий круг субъектов хозяйствования. В частности, к субъектам хозяйствования, которые осуществляют реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, и/или не предоставили в ходе проведения проверки документы, подтверждающие учет товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственном объекте), по решению контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости таких товаров, не учтенных в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (прим. 170 грн). Такие требования не распространяются на физических лиц – предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме осуществляющих деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).
Штрафные санкции для ЦСО, обеспечивающих гарантийный ремонт РРО, напомним отдельно в табл. 3, поскольку они не меняются с 01.08.2020.
Таблица 3
Суть нарушения | Размер штрафа | Норма Закона о РРО |
В случае необеспечения гарантийного ремонта РРО в сроки, установленные Законом о РРО, и неввода в эксплуатацию надлежащим образом зарегистрированного на субъекта хозяйствования резервного РРО | Пять минимальных заработных плат, установленных законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2020 году – 23615 грн) | |
В случае установления контролирующими органами факта внесения не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного РРО, к центру сервисного обслуживания, осуществляющему техническое обслуживание и ремонт этого регистратора | 300 НМДГ (5100 грн) |
Останутся неизменными и админштрафы (см. табл. 4).
Таблица 4
Суть нарушения | Ставки и размеры админштрафа | Норма законодательства |
Нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг | Если впервые, на: – лиц, осуществляющих расчетные операции, – от 34 до 85 грн (от 2 до 5 НМДГ); – должностных лиц – от 85 до 170 грн (от 5 до 10 НМДГ). Если повторно в течение года, на: – лиц, осуществляющих расчетные операции, – от 85 до 170 грн (от 5 до 10 НМДГ); – должностных лиц – от 170 до 340 грн (от 10 до 20 НМДГ) | |
Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств | Административная ответственность физлиц-предпринимателей, должностных лиц юридического лица в виде штрафа от 100 до 200 НМДГ (от 1700 грн до 3400 грн); за повторное нарушение, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, предусмотрен штраф от 500 до 1000 НМДГ (8500 – 17000 грн)* | |
* Исходя из норм ст. 38 КоАП, административное взыскание за такие нарушения может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а в случае длящегося правонарушения – не позднее чем через два месяца со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с данным Кодексом подведомственны суду (судье). То есть если налоговики не успели за два месяца наложить штраф – поезд ушел. (Дополнительно см. постановления Верховного Суда от 24.01.2019 г. по делу № 203/28/17 (2-а/0203/31/2017) и от 18.12.2019 г. по делу № 158/286/17). | ||
За несвоевременную сдачу выручки | ||
Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличный расчет, с нарушением сроков, установленных правилами Положения № 148 | Штраф от 17 до 88 НМДГ (от 289 до 1496 грн) – на лиц, ответственных за сдачу выручки; за повторное в течение года нарушение – от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2975 грн)* | |
* В общем, это "мертвая" норма, поскольку решения по поводу этого штрафа принимают органы Национальной полиции (ст. 222 КоАП), но нам неизвестны случаи из практики о его наложении. |
В заключение напомним, что РРО-проверки до 01.01.2021 (благодаря появлению кешбэка будем иметь еще и камеральную проверку согласно пп. 75.1.1 НКУ) относятся только к категории фактических, проведение которых подпадает под действие моратория по п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Но это не означает, что законодательство нужно нарушать, поскольку мораторий – явление временное, и рано или поздно он закончится вместе с карантином.
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
4. Закон о РРО – Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
5. Порядок регистрации и ведения РК, КУРО – Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.
6. Приказ № 317 – Изменения к Порядку регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденные приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317.
7. Положение № 148 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 29.12.2017 г. № 148.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.