Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Иностранная валюта в бюджетном учреждении: валютные операции
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Валютные операции для бюджетных учреждений – дело довольно обычное. А в условиях постоянных изменений в законодательстве требуют актуализации информации о них. Поэтому не будем терять время и сразу начнем.

Валютные операции: в чем суть

Чтобы выяснить специфику валютных операций в бюджетной сфере, уместно сравнить соответствующие нормы Закона о валюте и НП(С)БУгс 130. Для удобства покажем отличия в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1

Валютная операция согласно:

Закону о валюте  

НП(С)БУгс 130 

• Операция, связанная с переходом права собственности на валютные ценности и (или) права требования и связанных с этим обязательств, предметом которых являются валютные ценности, между резидентами, нерезидентами, а также резидентами и нерезидентами, кроме операций, осуществляемых между резидентами, если такими валютными ценностями является национальная валюта;

• торговля валютными ценностями;

• трансграничный перевод валютных ценностей и трансграничное перемещение валютных ценностей

Хозяйственная операция, стоимость которой определена в иностранной валюте или которая требует расчетов в иностранной валюте

Как видим, НП(С)БУгс 130, несмотря на лаконичное определение валютных операций, более широко трактует данное понятие.

Фактически к валютным операциям НП(С)БУгс причисляет все хозоперации, стоимость и расчеты по которым выражены в инвалюте.

Это наталкивает на мнение о том, что исключительного перечня таких операций действующее законодательство не содержит.

В таком случае бюджетным учреждениям стоит ориентироваться именно на статус валюты, в которой выражена конкретная хозоперация, следовательно и учитывать определенные ограничения и оговорки, свойственные таким операциям.

Чаще всего с валютными операциями бюджетные учреждения сталкиваются при отражении операций, связанных с:

• возмещением расходов работников на заграничные служебные командировки;

• оплатой нерезидентами выполненных работ или предоставленных услуг;

• осуществлением расчетов по обязательствам в сфере ВЭД;

• оплатой за обучение, стажировку, лечение иностранцев;

• инвалютными грантами, подарками международных организаций, других юридических или физических лиц;

• платой (сборами) за выдачу патентов на изобретения (полезные модели) и т. п.;

• расчетами с нерезидентами за оборудование, товары, сырье, работы, услуги и т. д.

Итак, если учреждение планирует осуществление подобных операций, совершенно не лишним будет обзавестись соответствующими валютными счетами.

Однако необходимо подчеркнуть, что для осуществления операций в валюте учреждение должно открывать счета именно в банке (а не в Казначействе).

Дело в том, что органы Казначейства обслуживают средства распорядителей и получателей средств только в национальной валюте.

Следовательно, поскольку валютные счета являются неотъемлемым атрибутом валютных операций, рассмотрим специфику этих счетов.

Валютные счета: характеристика

Для осуществления валютных операций бюджетным учреждениям, как, собственно, и всем остальным субъектам хозяйствования, банк открывает два счета согласно Плану счетов № 89: текущий и распределительный (п. 108 Положения № 5).

Зачисление средств, указанных в п. п. 15 – 21, 25 и 27 п. 109 разд. X Положения № 5, осуществляется непосредственно на текущие счета бюджетных учреждений. Зачисление прочих поступлений осуществляется через распределительный счет (п. 110 Положения № 5).

Напомним: по предписаниям перечисленных подпунктов, минуют распределительный счет операции по:

• торговле валютными ценностями;

• выплате/возврату средств на командировку за границу;

• получению/возврату кредита/займа (включая проценты и прочие платежи по обслуживанию кредита/займа) по кредитному договору / договору займа с банком / небанковским финансовым учреждением;

• переводу/зачислению средств с собственного текущего/вкладного (депозитного) счета, включая зачисление средств в сумме процентов, начисленных по остатку средств на собственном текущем и вкладном (депозитном) счетах;

• зачислению средств, переведенных со счета получателя гуманитарной помощи на счет приобретателя гуманитарной помощи (включая зачисление средств в сумме процентов, начисленных по остатку средств, поступивших на счет в качестве гуманитарной помощи);

• переводу средств на собственный счет условного хранения (эскроу) и зачислению средств, возвращенных с собственного счета условного хранения (эскроу);

• переводу средств, касающихся осуществления совместной инвестиционной деятельности при участии нерезидента-инвестора без создания юридического лица (переведены со счета для осуществления совместной инвестиционной деятельности в случае прекращения совместной деятельности / перевода на такой счет);

• переводу средств, направляемых в государственный и местный бюджеты в соответствии с законодательством Украины;

• размещению в банках Украины средств на условиях субординированного долга / возвращенных этих средств в соответствии с договором.

Сравнительную характеристику этих счетов покажем в виде таблицы (см. табл. 2).

Таблица 2

Вид

Номер и название

Назначение

По дебету счета

По кредиту счета

Текущий счет*

2530 "Средства бюджетных учреждений, включаемые в специальный фонд Государственного бюджета Украины"

Учет:

• собственных поступлений учреждений, содержащихся за счет средств Государственного бюджета Украины, в том числе специальных средств бюджетных учреждений;

• средств, полученных бюджетными учреждениями на выполнение отдельных поручений;

• прочих собственных поступлений бюджетных учреждений

Проводятся суммы расходов специального фонда Государственного бюджета Украины по поручениям клиентов

Проводятся суммы собственных средств, поступающих клиентам и зачисляемых в доходы специального фонда Государственного бюджета Украины

2553 "Средства бюджетных учреждений, включаемые в специальный фонд областного бюджета"

Учет:

• собственных поступлений учреждений, содержащихся за счет средств районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов, в том числе специальных средств бюджетных учреждений;

• средств, полученных бюджетными учреждениями на выполнение отдельных поручений;

• прочих собственных поступлений бюджетных учреждений

Проводятся суммы расходов специальных фондов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов по поручениям клиентов

Проводятся суммы собственных средств, поступающих клиентам и зачисляемых в доходы специальных фондов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов

2555 "Средства бюджетных учреждений, включаемые в специальные фонды районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов"

Распределительный счет

2603 "Распределительные счета субъектов хозяйствования"

Учет средств, подлежащих распределению или дополнительному предварительному контролю, в том числе сумм средств в иностранной валюте, подлежащих обязательной продаже

Проводятся суммы перечислений согласно режиму работы счетов

Проводятся суммы поступлений

* В действительности текущих субсчетов в пределах группы 255 "Средства бюджетных учреждений, включаемые в специальный фонд бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя" значительно больше, но для сравнения взяты отдельные субсчета для бюджетов различных уровней.

Открытие валютного счета

Основные требования к порядку открытия валютных счетов содержатся в Инструкции № 492. Однако, кроме собственно открытия счета, необходимо предпринять и другие меры, связанные с его пользованием. Для удобства условно поделим эту процедуру на несколько этапов.

Этап 1. Подготовка пакета документов

Перечень документов, которые должно представить бюджетное учреждение для открытия текущего счета (в т. ч. валютного), определен в п. 39 Инструкции № 492.

В соответствии с данным пунктом банк открывает текущий счет юрлицу, не имеющему счета в этом банке, на основании заявления об открытии текущего счета (приложение 2 к Инструкции № 492).

При этом лицо, которое от имени бюджетного учреждения открывает текущий счет, должно предъявить паспорт или иной документ, который удостоверяет личность и в соответствии с законодательством Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок, и представить документы, подтверждающие его полномочия.

Если бюджетное учреждение намерено открыть счета для обособленных подразделений, то дополнительно представляет следующие документы:

ходатайство юридического лица – резидента или соответствующего органа приватизации (в отношении структурных подразделений, которые отделяются в процессе приватизации) в банк, в котором открывается текущий счет обособленного подразделения, об открытии счета с указанием номера текущего счета юридического лица и наименования банка, в котором он открыт, а также информации о том, является ли обособленное подразделение плательщиком единого взноса;

В банк подают одно ходатайство юридического лица в случае одновременного открытия текущих счетов нескольким обособленным подразделениям данного юридического лица с указанной выше информацией и перечнем обособленных подразделений и копии этого ходатайства в количестве, необходимом для формирования дел по юридическому оформлению счетов по каждому обособленному подразделению.

3) копии надлежащим образом оформленного положения об обособленном подразделении.

Текст заявления об открытии текущего счета может быть указан в договоре банковского счета в произвольной форме, но с сохранением реквизитов, предусмотренных в приложении 2 к Инструкции № 492 (п. 7 Инструкции № 492).

Этап 2. Заключение договора с банком

После того как соответствующее заявление и другие необходимые документы представлены, бюджетное учреждение заключает с банком договор в письменной форме (п. 37 Инструкции № 492).

Как правило, в содержание договоров банки вносят обязательные условия и срок открытия валютного счета, размер и условия оплаты услуг банка за обслуживание данного счета, а также особенности его функционирования.

Форму договора каждый банк разрабатывает самостоятельно, и может внести в него другие особые условия.

Этап 3. Уведомление органов ГНС и Казначейства об открытии валютного счета

После открытия в учреждении банка счета для учета операций в иностранной валюте распорядитель бюджетных средств подает в соответствующий орган Казначейства справку банка об открытии счета на его имя (абз. 3 п. 13.1 разд. XIII Порядка № 1407).

Не лишним будет напомнить, что банк самостоятельно в день открытия счета направляет уведомление об открытии счета клиента – налогоплательщика в соответствующий орган ГНС (п. 69.3 НКУ).

В свою очередь ГНС не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от банка об открытии счета обязана направить уведомление о постановке счета на учет или отказе в постановке такого счета на учет с указанием оснований об отказе.

Дата получения банком уведомления от ГНС о постановке счета на учет в таком органе или дата, определенная как дата постановки на учет в ГНС по молчаливому согласию, являются основанием для начала полноценного пользования валютным счетом.

О том, как валютные операции следует отражать в бухучете, речь идет в статье "Иностранная валюта в бюджетном учреждении: специфика учета".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон о валютеЗакон Украины "О валюте и валютных операциях" от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

3. НП(С)БУгс 130 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 "Влияние изменений валютных курсов", утвержденное приказом Минфина от 11.08.2011 г. № 1022.

4. Положение № 5 – Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

5. Инструкция № 492 – Инструкция о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков – резидентов и нерезидентов, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

6. Порядок № 1407 – Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

7. План счетов № 89 – План счетов бухгалтерского учета банков Украины, утвержденный постановлением Правления НБУ от 11.09.2017 г. № 89.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua