Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Административное обжалование решений налоговых органов (Часть 1)
Сергей Ефимов, адвокат, налоговый консультант, АФ "ЕФИМОВ И ПАРТНЕРЫ"

Один из способов защиты прав и интересов налогоплательщиков – обжалование решений налоговых органов в административном порядке. Данный способ защиты является досудебным порядком разрешения спора между налогоплательщиком и налоговым органом, который в ряде случаев позволяет плательщикам решить спорные ситуации быстрее и с большей экономией ресурсов по сравнению с судебным обжалованием.
Итак, сегодня ознакомимся с основными процедурными моментами обжалования решений налоговых органов в административном порядке.

Какие решения могут быть обжалованы

По общему правилу, определенному п. 56.1 и п. 56.НКУ, обжаловать в административном порядке можно любое решение налогового органа, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий налогового органа.

Среди решений, которые могут быть обжалованы, можно назвать:

– налоговые уведомления-решения;

– решения об аресте активов плательщика;

– решения о запрете проведения операций с залоговыми активами плательщика;

– решения о продаже активов, находящихся в налоговом залоге, и др.

Вместе с тем не подлежат обжалованию, в частности, разного рода акты налогового органа, а именно:

– акт налоговой проверки;

– акт отказа от подписания акта в получении акта проверки;

– акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог и др.

Вышеуказанные акты налогового органа только фиксируют определенные обстоятельства и не влияют на права и обязанности плательщиков, а потому обжалованию не подлежат.

Сроки подачи жалобы

Сроки административного обжалования решений налоговых органов зависят от оснований их вынесения (принятия). Условно такие сроки можно разделить на общий и специальный.

Общий срок для подачи жалобы составляет 10 рабочих дней, начинающих свой отсчет после дня получения налогоплательщиком обжалуемого решения (п. 56.3 НКУ). Общий срок обжалования касается всех решений налоговых органов за исключением тех, для обжалования которых предусмотрен специальный срок.

Специальный срок продолжительностью 30 к. дн., следующих за днем поступления обжалуемого решения, распространяется на случаи, когда налоговый орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не с нарушением налогового законодательства.

Среди прочего специальный срок распространяется на обжалование решений об определении суммы денежных обязательств по плате за землю или по налогу на недвижимое имущество для физических лиц.

Кроме того, согласно п. 98.5 НКУ 30-дневный срок для обжалования распространяется на решения о:

– распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающих в результате реорганизации;

– погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;

– установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств налогоплательщика, который реорганизуется, в отношении всех лиц, образованных в процессе реорганизации;

– распространении права налогового залога на имущество налогоплательщика, создаваемого путем объединения других налогоплательщиков, если один или больше из них имели денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.

Небольшая особенность относительно сроков обжалования касается решений об отказе в регистрации налоговых накладных. Суть этой особенности заключается в том, что отсчет 10 рабочих дней для подачи жалобы начинается не после дня получения решения, а со следующего дня после вступления в силу решения комиссии регионального уровня.

Возобновление срока

В случае если плательщик не успеет в течение 10 рабочих дней подать жалобу, то у него будет дополнительно еще 6 месяцев для того, чтобы подать жалобу. Однако в такой ситуации вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы (ходатайство может быть оформлено в виде отдельного документа или может содержаться в самой жалобе). В ходатайстве следует обосновать уважительность причин пропуска срока и представить копии документов, подтверждающих уважительность причин.

Если же плательщик не подаст ходатайство о возобновлении срока или же подаст, но налоговый орган признает причины пропуска неуважительными, жалоба не будет рассматриваться и должна вернуться с указанием причин возврата.

Налоговые органы разъясняют, что уважительными причинами следует признавать обстоятельства, являющиеся объективно непреодолимыми, не зависящие от волеизъявления лица и связанные с действительными существенными препятствиями либо трудностями для своевременного совершения соответствующих действий касаемо подачи жалобы и подтвержденные соответствующими доказательствами.

Ссылаясь на п. 102.6 НКУ, налоговые органы признают уважительными причины, когда налогоплательщик:

– находился за пределами Украины;

– находился в плавании на морских судах за пределами Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

– находился в местах лишения свободы по приговору суда;

– имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в результате других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

– был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

При этом важно учитывать, что положения п. 102.6 НКУ распространяются только на:

– налогоплательщиков – физических лиц;

– должностных лиц юридического лица в случае, если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных вести бухгалтерский и налоговый учет.

Приостановление сроков на период карантина

По поводу сроков подачи жалоб также следует учитывать, что согласно п. 528 подраздела 10 р. ХХ "Переходные положения" НКУ временно, на период по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ, приостанавливается течение сроков, установленных ст. 56 НКУ. С первого календарного дня месяца, следующего за месяцем, в котором завершается действие карантина, установленного КМУ, течение сроков, которые приостанавливались в соответствии с данным пунктом, продолжается с учетом времени, прошедшего до такого приостановления.

Таким образом, если решение налогового органа было получено в период действия карантина или до начала карантина, но окончание предельного срока для подачи жалобы пришлось на период действия карантина, подать жалобу на такие решения можно уже по завершении карантина.

Требования к жалобе

В п. 56.3 НКУ содержится лишь требование о том, что жалоба подается в письменной форме. Все остальные требования к жалобе определяются Порядком № 916, согласно р. IV которого жалоба должна включать следующую информацию:

1. Фамилия, имя, отчество, наименование (для юридических лиц), налоговый адрес налогоплательщика, подающего жалобу.

Для идентификации лица, подающего жалобу, обязательно нужно указывать полное имя (наименование) жалобщика, его место жительства или местонахождение (налоговый адрес).

К примеру:

Скаржник: Товариство з обмеженою відповідальністю "Успіх",

код згідно з ЄДРПОУ: 35901029

податкова адреса: вул. Б. Хмельницького, 32, оф. 56, м. Київ, 01035.

2. Наименование контролирующего органа и реквизиты обжалуемого решения.

Наименование налогового органа и реквизиты обжалуемого решения необходимо брать из самого обжалуемого решения. Дополнительно на практике при формулировке наименования налогового органа указывают его код по ЕГРПОУ и юридический адрес. При формулировке реквизитов решения, помимо даты и номера, можно указать сумму определенного ими денежного обязательства.

К примеру:

Найменування податкового органу

Головне управління ДПС у місті Києві

код згідно з ЄДРПОУ – 43141267

04116, м. Київ, вул. Шолуденка, 33/19

реквізити оскаржуваного рішення

Податкове повідомлення-рішення Головного управління ДПС у місті Києві № 00002741402 від 04.03.2020 р. про збільшення грошового зобов'язання за платежем податок на прибуток на загальну суму в розмірі 989926,00 грн, у тому числі 791940,00 грн – за податковими зобов'язаннями та 197986,00 грн – за штрафними (фінансовими) санкціями

3. Основания, по которым обжалуется решение, обстоятельства дела, которые, по мнению заявителя, установлены контролирующим органом неправильно или не установлены вообще.

Под основаниями для обжалования решения подразумеваются факты и обстоятельства, которыми обосновываются требования по жалобе.

Например: налогоплательщик может указывать обстоятельства, которые неправильно установлены налоговым органом либо вообще не установлены.

4. Обоснование несогласия налогоплательщика с решением контролирующего органа со ссылкой на нормы законодательства.

Обоснование несогласия, безусловно, зависит от конкретных оснований, при которых принималось обжалуемое решение.

Например: в случае применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных налогоплательщик может обосновать свое несогласие тем, что несвоевременная регистрация налоговых накладных произошла не по его вине, а, предположим, по причине сбоя в компьютерной системе налогового органа.

5. Требования и ходатайство налогоплательщика, подающего жалобу.

По структуре жалоба должна завершаться требованиями, предъявляемыми перед налоговым органом высшего уровня. Поскольку жалоба подается в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с решением, он может заявить требование об отмене решения полностью или частично.

Вместе с требованиями могут заявляться и ходатайства, однако их отсутствие в жалобе не будет нарушением. Согласно Порядку № 916 плательщик может заявить ходатайство о:

– намерении участвовать в рассмотрении материалов жалобы лично или через его уполномоченных представителей (в т. ч. адвокатов);

– участии и предоставлении объяснений при рассмотрении материалов жалобы лиц, которые проводили проверку, принимали решения (совершали действия) или участвовали в принятии обжалуемого решения;

– рассмотрении материалов жалобы в открытом заседании;

– присутствии при рассмотрении материалов жалобы при участии налогоплательщика представителей средств массовой информации (если происходит открытое рассмотрение материалов жалобы).

6. Сведения об уведомлении контролирующего органа, решение которого обжалуется, о подаче жалобы в контролирующий орган высшего уровня.

Необходимость такого уведомления предусмотрена п. 56.5 НКУ. Следовательно, перед подачей жалобы в адрес налогового органа, решение которого обжалуется, необходимо направить уведомление, в котором должно сообщаться об обжаловании решения. Уведомление нужно направлять заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Доказательства направления уведомления (копия квитанции из почты и копия описи вложения) должны прилагаться к жалобе.

Текст уведомления может быть следующего содержания:

"Згідно з п. 56.5 ст. 56 Податкового кодексу України ТОВ "Успіх" цим листом повідомляє ГУ ДПС у м. Києві про те, що податкове повідомлення рішення Головного Управління ДПС у м. Києві від № 00002741402 від 04.03.2020 р. оскаржується до Державної податкової служби України".

7. Сведения об обжаловании решения в суд.

Поскольку в соответствии с п. 56.18 НКУ решение налогового органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию, налоговый орган, в который подаются жалобы, должен знать о том, оспаривалось решение в суд или нет.

Итак, в жалобе необходимо указать:

"Податкове повідомлення-рішення Головного Управління ДПС у м. Києві № 00002741402 від 04.03.2020 р. до суду не оскаржувалося".

8. Адрес, по которому следует направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Налогоплательщик вправе получить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, не только по своему налоговому адресу, но и по любому другому удобному для него адресу. Для этого необходимо соответствующий адрес указать в жалобе.

9. Перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Налогоплательщик может прилагать к жалобе расчеты и документы, которые он считает необходимым предоставить. При этом копии документов, прилагаемых к жалобе, должны быть надлежащим образом заверены. Заверять копии документов следует с указанием названия должности, личной подписи лица, заверившего копию, его инициалов и фамилии с отметкой "Згідно з оригіналом", проставлением печати и даты заверения копии.

Жалоба обязательно должна быть подписана лично налогоплательщиком, который ее подает, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. При подписании жалобы представителем к жалобе нужно приложить оригинал или надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Продолжение читайте в статье "Административное обжалование решений налоговых органов (Часть 2)".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Порядок № 916 – Порядок оформления и представления жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный приказом Минфина от 21.10.2015 г. № 916.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua