Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Иностранная валюта в бюджетном учреждении: валютные поступления за платные услуги
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение темы, начатой статьей "Иностранная валюта в бюджетном учреждении: валютные операции", предлагаем ознакомиться с особенностями отражения хозопераций, связанных с получением иностранной валюты в виде платы за предоставленные услуги бюджетного учреждения.

Платные услуги

Бюджетные учреждения, собственно, как и коммерческие предприятия, вправе выполнять работы, предоставлять услуги и изготовлять продукцию. Конечно, не бесплатно. Для многих отраслей и отдельных бюджетных учреждений устанавливается определенный перечень платных услуг, которые могут предоставляться теми или иными бюджетными учреждениями. Причем источниками оплаты таких услуг может быть, в частности, иностранная валюта.

Для начала напомним бюджетную специфику платных услуг. Поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, относятся к первой группе собственных поступлений (п. 4 ст. 13 БКУ). И в зависимости от специфики предоставления тех или иных услуг средства от их предоставления попадают в определенную подгруппу собственных поступлений учреждения. Покажем эти группы в виде таблицы.

Таблица

Первая группа – поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству

Вторая группа – другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений

Подгруппа 1плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности

Подгруппа 1 – благотворительные взносы, гранты и подарки

Подгруппа 2 – поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности

Подгруппа 2 – поступления, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц

Подгруппа 3 – плата за аренду имущества бюджетных учреждений, осуществляемая в соответствии с Законом № 2269

Подгруппа 3 – поступления, которые получают государственные и коммунальные заведения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право;

поступления, которые получают государственные и коммунальные заведения профессионального предвысшего и высшего образования, научные учреждения и заведения культуры в качестве процентов, начисленных на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов

Подгруппа 4 – поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)

Напомним: собственные поступления бюджетных учреждений используются (с учетом ч. 9 ст. 51 БКУ) на:

• покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (за счет поступлений подгруппы 1 первой группы);

• организацию дополнительной (хозяйственной) деятельности бюджетных учреждений (за счет поступлений подгруппы 2 первой группы);

• содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений (за счет поступлений подгруппы 3 первой группы);

• ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты (за счет поступлений подгруппы 4 первой группы);

• хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей (за счет поступлений подгрупп 2 и 4 первой группы);

• организацию основной деятельности бюджетных учреждений (за счет поступлений подгрупп 1 и 3 второй группы);

• выполнение соответствующих целевых мероприятий (за счет поступлений подгруппы 2 второй группы).

Учтите также, что в случае проведения операций в иностранной валюте распорядители бюджетных средств составляют справку об операциях в иностранной валюте по форме, приведенной в приложении 40 к Порядку № 1407. По этой же форме подается справка и распорядителями местных бюджетов (п. 11.3 Порядка № 938).

Данная справка подается на бумажных и электронных носителях в орган Казначейства в течение 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным, по каждому виду (коду) иностранной валюты отдельно (п. 13.6 Порядка № 1407).

Теперь перейдем непосредственно к учетной специфике обслуживания инвалютных поступлений в качестве платы за услуги.

Бухгалтерский учет

Согласно классификации доходов, приведенной в п. 1.1 разд. ІІ НП(С)БУгс 124, к доходам от обменных операций относятся, в частности:

• доходы от предоставления услуг (выполнения работ):

– плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

– поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности.

При этом доход, связанный с предоставлением услуг (выполнением работ), признается исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат такой операции (п. 2.4 разд. ІІ НП(С)БУгс 124).

Результат операции по предоставлению услуг (выполнению работ) может быть достоверно оценен при наличии всех нижеприведенных условий:

• возможности достоверной оценки дохода;

• вероятности поступления экономических выгод от предоставления услуг (выполнения работ);

• возможности достоверной оценки степени завершенности предоставления услуг (выполнения работ) на дату баланса;

• возможности достоверной оценки расходов, понесенных для предоставления услуг (выполнения работ) и необходимых для их завершения.

Отражение доходов от предоставления платных услуг, как правило, сопровождается одновременным отражением дебиторской задолженности, которую показывают на субсчете 2111 "Текущая дебиторская задолженность по расчетам за товары, работы, услуги", и дохода – на субсчете 7111 "Доходы от реализации продукции (работ, услуг)".

Помните также, что поскольку речь идет об инвалютных поступлениях, то для их обслуживания распорядителями бюджетных средств открываются счета в учреждениях банков (п. 13.1 Порядка № 1407, п. 11.1 Порядка № 938).

Как правило, такие инвалютные поступления учитываются на субсчетах 2311 "Текущие счета в банке" и 2312 "Прочие текущие счета в банке".

Операции в иностранной валюте при первоначальном признании отражаются в гривне. Сумма в инвалюте пересчитывается по валютному курсу на дату осуществления операции (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУгс 130). Валютным курсом является курс гривни, установленный Нацбанком, к денежной единице другой страны (п. 4 разд. І НП(С)БУгс 101).

Следовательно, стоимость платных услуг при начислении дебиторской задолженности и доходов в учете учреждение должно отразить по курсу НБУ, установленному на текущую дату.

Курсовые разницы

Не стоит забывать, что поскольку хозоперации с инвалютными поступлениями происходят при участии иностранной валюты, то бюджетное учреждение непременно будет иметь дело с курсовыми разницами. Последние рассчитываются по монетарным статьям.

Монетарными считаются статьи баланса о денежных средствах, а также о таких активах и обязательствах, которые будут получены или уплачены в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквивалентов (п. 4 разд. І НП(С)БУгс 130).

При этом правила признания курсовых разниц сводятся к следующему:

• если в результате конвертации инвалюты в гривни, последней оказалось больше, то признается положительная курсовая разница, которая относится в состав прочих доходов (субсчет 7411);

• в противном случае, когда гривен после конвертации меньше – признается отрицательная курсовая разница, которая относится в состав прочих расходов (субсчет 8411).

Для наглядности предлагаем рассмотреть числовой пример.

Условие:

Бюджетное учреждение (заведение высшего образования) на основании договора со студентом-иностранцем отразило задолженность за обучение. Плата за семестр в ЗВО составляет 1000,00 евро.

03.09.2020 ЗВО получил от студента плату за обучение в сумме 1000,00 евро.

07.09.2020 ЗВО перечислил в банк для продажи всю сумму поступления.

Банк продал валюту 07.09.2020 по курсу 32,9000 грн/евро.

Комиссия банка составила 0,2 % от суммы продажи.

Решение:

Отражение указанных операций приведено в таблице.

Таблица

Дата операции

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн

Дебет

Кредит

01.09.2020

Признан доход в виде платы за обучение (1000,00 € х 32,8950 грн = 32895,00 грн)

2111

7111

1000 €

32895,00

03.09.2020

Плата за обучение зачислена на текущий счет ЗВО (1000,00 € х 32,7996 грн = 32799,60 грн)

2311

2111

1000 €

32799,60

03.09.2020

Отражена курсовая разница на дату зачисления средств на счет ЗВО ((1000,00 € х (32,7996 - 32,8950) = 95,40 грн)

8411

2111

95,40

04.09.2020

Отражена продажа валюты (1000,00 € х 32,7319 грн = 32731,90 грн)

2111

2311

1000 €

32731,90

04.09.2020

Отражена курсовая разница на дату продажи валюты ((1000,00 € х (32,7319 - 32,7996) = 67,70 грн)

8411

2311

67,70

07.09.2020

Зачислен на текущий счет гривневый эквивалент платы за учение за вычетом комиссии банка ((1000,00 € х 32,9000 грн) - 0,2 % = 32900,00 грн - (32900,00 грн х 0,2 %) = 32900,00 грн - 65,80 грн = 32834,20 грн))

2311

2111

32834,20

07.09.2020

Отражена комиссия банка

8113

2111

65,80

07.09.2020

Признан доход от продажи валюты (1000,00 € х (32,9000 - 32,8589) = 41,10 грн)

2111

7411

41,10

07.09.2020

Отражена курсовая разница на дату зачисления гривневого эквивалента валюты (1000,00 € х (32,8589 - 32,7319) = 127,00 грн)

2111

7411

127,00

Также на данную тематику читайте статьи:

"Иностранная валюта в бюджетном учреждении: поступление валютных грантов";

"Иностранная валюта в бюджетном учреждении: специфика учета".

1. БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

2. Закон № 2269Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 10.04.92 г. № 2269-XII.

3. НП(С)БУгс 101 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 "Представление финансовой отчетности", утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

4. НП(С)БУгс 124 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 "Доходы", утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

5. НП(С)БУгс 130 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 "Влияние изменений валютных курсов", утвержденное приказом Минфина от 11.08.2011 г. № 1022.

6. Порядок № 1407 – Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

7. Порядок № 938 – Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua