Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Списание основных средств: организационные моменты
Олег Дъяконов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

При списании основных средств необходимо учесть ряд моментов, связанных с утилизацией отходов, образующихся при демонтаже, так как за нарушение установленных правил утилизации предусмотрена ответственность. Какая именно – расскажем в статье.

Утилизация отходов

После оформления документов на вывод объекта ОС из эксплуатации проводятся действия по демонтажу такого объекта с оприходованием полученных запчастей от его ликвидации. О том, как оформить документы на списание ОС, можно узнать из статьи "Списание основных средств: документальное оформление".

Вместе с тем следует учесть, что некоторые запчасти, полученные от разборки ОС, подлежат утилизации в особом порядке. Так, если списанные запчасти содержат черные или цветные металлы или их сплавы, они относятся к промышленному металлолому (ст. 1 Закона о металлоломе). Такой металлолом подлежит обязательной сдаче специализированным предприятиям, которые оформляют акт приема с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома (ст. 4 Закона о металлоломе). Лицензию для этого приобретать не требуется.

Другие материалы (запчасти), которые не планируются для использования в хозяйственной деятельности, относятся к отходам (ст. 1 Закона об отходах). Отходы также передаются специализированным предприятиям, занимающимся их переработкой.

Некоторые запчасти могут быть отнесены к опасным отходам. Согласно п. 2 Положения № 1120 опасными считаются отходы, включенные в разд. А Желтого перечня отходов, которые имеют одно или более опасных свойств, приведенных в перечне опасных свойств, и в Зеленый перечень, в случае когда они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к указанному Положению, в таких количествах, которые могут проявлять опасные свойства, приведенные в перечне опасных свойств.

Желтый и Зеленый перечни отходов утверждены постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120. Перечень опасных свойств приведен в Инструкции по получению международного кода идентификации отходов, утвержденной приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165. Такие отходы следует сдавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами (ст. ст. 32, 34 Закона об отходах).

За передачу отходов с нарушением установленных правил хранения, обработки или удаления предприятиям или организациям, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение таких операций, может быть предписан административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг), то есть от 34 грн до 85 грн (ст. 825 КоАП).

Кроме того, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 нмдг (34 грн – 85 грн) за смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды (ст. 824 КоАП).

Проверяют данные вопросы государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Государственной экологической инспекции Украины (ст. 2421 КоАП) и органы Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей как правопреемницы государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины (ст. 236 КоАП).

Оприходование запчастей с драгметаллами

Некоторые объекты ОС (например, оргтехника) могут содержать драгоценные металлы, к которым относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

На данный момент основным документом, регламентирующим правовые основы и принципы госрегулирования операций с драгметаллами, является Закон № 637. В соответствии с его ч. 2 ст. 4 все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, занимающиеся операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями из них, изделиями и материалами, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, должны учитывать их по установленному порядку и подавать отчетность. Там же указано, что оперативный учет добычи, переработки, перемещения драгметаллов и драгкамней необходимо вести отдельно по каждому виду операций с учетом особенностей технологии, вида образованных отходов и производственных потерь. Особенности такого учета определяет Минфин Украины.

Во исполнение данных норм Минфин издал Приказ № 587, в котором установил, что учет драгметаллов и драгкамней ведется субъектами хозяйствования, которые осуществляют операции с ними, на основании внутренних инструкций, разрабатываемых ими самостоятельно с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минфином.

Такие инструкции составляются на основании Методрекомендаций № 780, и в них оговариваются все нормы, касающиеся учета операций с драгметаллами и драгкамнями, с учетом особенностей деятельности конкретного субъекта хозяйствования.

Причем исходя из того, что в разд. VII Методрекомендаций № 780 изложены особенности учета драгметаллов и драгкамней в составе основных средств, внутренние инструкции по учету драгметаллов должны разработать и те субъекты хозяйствования (включая частных предпринимателей), у которых числятся основные средства, содержащие в себе драгметаллы в любом (даже самом малом) количестве.

Отметим, что в Методрекомендациях № 780 не продублирована "запретная" норма п. 7.5 отмененной Инструкции № 84. Напомним, что она запрещала уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгметаллы, без предварительного исключения из них электрорадиоэлементов, деталей, узлов, блоков и т. п. с содержимым драгметаллов с одновременным их оприходованием в соответствии с законодательством Украины.

Не приведена в Методрекомендациях № 780 и норма п. 7.6 Инструкции № 84 о том, что непригодные для дальнейшего использования изделия подлежат демонтажу с исключением из них деталей и узлов, содержащих драгметаллы, или передаче их в неразобранном состоянии другим субъектам.

Вместе с тем официальные органы до сих пор не разъяснили, можно ли активы с драгметаллами не сдавать в лом. А ответ на этот вопрос неоднозначен.

С одной стороны, еще в 2007 году, когда действовала Инструкция № 84 с установленным запретом, специалисты Госкомпредпринимательства в письме от 12.10.2007 г. № 7772 отметили, что требование об обязательности для предприятий негосударственной формы собственности изъятия из принадлежащего им на правах собственности оборудования и сдачи узлов, деталей и материалов, содержащих драгоценные металлы, не предусмотрено действующим законодательством, а значит, является незаконным.

С другой стороны, в расплывчатое определение драгметаллов вписываются и те драгметаллы, которые содержатся в запчастях ОС. Так, согласно п. 1 ст. 1 Закона № 637:

драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и метали платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

В свою очередь, ломом с содержанием драгметаллов названы:

детали, узлы, изделия и материалы, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность и содержащие драгоценные металлы в любом виде.

(п. 1.2 Методрекомендаций № 780)

То есть к такому лому принадлежат в т. ч. и запчасти ОС, в которых содержатся драгметаллы.

Переработкой лома и отходов драгоценных металлов и сплавов считается комплекс подготовительных пирометаллургических и гидрометаллургических операций, в т. ч. аффинаж, для получения драгоценных металлов и сплавов из лома и отходов (п. 18 ст. 1 Закона № 637). При этом ч. 3 ст. 4 Закона № 637 предусматривает, что:

добытые драгоценные металлы из руд, песков, шлихов и другие продукты обогащения, лом и отходы драгоценных металлов передаются по договорам купли-продажи или на условиях давальческого сырья для аффинажа предприятиям или могут вывозиться согласно законодательству на условиях давальческого сырья за пределы Украины для аффинажа, изготовления и реализации изделий с использованием драгоценных металлов.

К тому же в разд. VII Методрекомендаций № 780 приведены все старые нормы по учету драгметаллов в составе ОС. И если бы запрет на специальную утилизацию таких активов был снят, то и учитывать их по особым правилам не было бы необходимости. А то, что "запретные" нормы не были продублированы в Методрекомендациях № 780, можно пояснить изменением "статуса" данного документа. Ведь учетные рекомендации не должны содержать предписывающие обязательные нормы.

Учитывая изложенное, до появления официальных разъяснений мы не рекомендуем сдавать в лом или выбрасывать запчасти, содержащие драгметаллы. Ведь за нарушение норм возврата драгметаллов в виде отходов и лома в процессе производства, установленного порядка учета или отсутствие такого учета, необеспечение надлежащих условий хранения драгметаллов, установленного порядка их реализации, порядка сбора и сдачи их отходов и лома на должностных лиц предприятий (учреждений, организаций) и граждан – субъектов предпринимательской деятельности может быть наложен административный штраф. Его размер составляет от 8 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 136 грн до 340 грн (ч. 2 ст. 1891 КоАП).

На то, что указанный штраф может быть применен за несоблюдение порядка утилизации деталей техники, содержащих драгметаллы, в свое время ГлавКРУ обращало внимание в письме от 24.12.2004 г. № 12-14/588.

Протоколы о правонарушении по ст. 1891 КоАП имеют право составлять уполномоченные на это должностные лица органов внутренних дел и Государственной пробирной службы (ст. 255 КоАП). Рассматриваются дела об административных правонарушениях по данной статье органами Государственной пробирной службы (ст. 2441 КоАП) и административными комиссиями при исполнительных органах городских советов (ст. 218 КоАП). Обычные предприятия указанными контролирующими органами посещаются нечасто, и все же нарушать действующие правила утилизации запчастей с драгметаллами нежелательно.

Также на эту тему читайте статьи:

 "Списание основных средств: налоговый учет";

"Списание основных средств: бухгалтерский учет";

"Списание основных средств: бухгалтерский учет частичной ликвидации".

1. КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон о металлоломеЗакон Украины "О металлоломе" от 05.05.99 г. № 619-XIV.

3. Закон об отходахЗакон Украины "Об отходах" от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

4. Закон № 637Закон Украины "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" от 18.11.97 г. № 637/97-ВР.

5. Инструкция № 84 – Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84 (утратила силу).

6. Положение № 1120 – Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением Кабмина от 13.07.2000 г. № 1120.

7. Методрекомендации № 780 – Методические рекомендации по учету драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, которые их содержат, утвержденные приказом Минфина от 15.09.2015 г. № 780.

8. Приказ № 587приказ Минфина "О признании утратившими силу некоторых приказом Минфина Украины" от 22.06.2015 г. № 587.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua