Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Маркетинговые мероприятия: правовые аспекты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В современных условиях конкуренции маркетинговые мероприятия являются неотъемлемым атрибутом любого бизнеса. В то же время кроме основной цели расширения бизнеса маркетинг зачастую используют в схемах оптимизации налогообложения, что давно известно и налоговикам. Поэтому контролеры, как правило, тщательно анализируют документы, связанные с предоставлением маркетинговых услуг. В связи с этим в сегодняшней статье расскажем о том, на что необходимо обратить внимание при оформлении маркетинговых документов во избежание недоразумений с контролирующими органами.

Что относится к маркетингу

Определение маркетинга содержит пп. 14.1.108 НКУ. Согласно указанной норме под маркетинговыми услугами (маркетингом) подразумевают услуги, которые обеспечивают функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.

В пп. 14.1.108 НКУ к маркетинговым услугам относятся услуги по:

– размещению продукции плательщика налога в местах продажи;

– изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи;

– сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

Представители налоговых органов подтверждают, что в маркетинг входит и мерчандайзинг (merchandising) – один из видов маркетинга, который способствует интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала. Такая позиция была изложена, в частности, в ОНК № 123 и в письме ГНАУ от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40, на которые при решении спорных вопросов ссылаются судебные органы (см., например, постановления ВС от 10.05.2018 г. по делу № 826/5395/16, Третьего апелляционного административного суда от 06.11.2018 г. по делу № 808/3572/17, Днепропетровского окружного административного суда от 18.12.2018 г. по делу № 0440/4897/18).

В письме ГНАУ от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40 к мерчандайзингу как направлению маркетинга были отнесены:

– выкладка и размещение товара в месте розничной продажи;

– обеспечение соответствующего ассортимента и достаточного количества товара;

– организация локальной рекламы (установление на торговой точке специального фирменного оборудования (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки и т. д.), конструкций презентационного характера (тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, подставки под рекламные материалы и пр.), полиграфической рекламной продукции (буклеты, плакаты, гирлянды, флажки и т. д.));

– организация на месте продажи рекламных акций в виде дегустаций, бесплатной раздачи и т. п.;

– анализ показателей продаж;

– решение определенных вопросов ценовой политики о предельной торговой надбавке;

– инструктаж продавцов розничных магазинов касательно потребительских характеристик товара, методов мотивации потребителей и т. д.

Налоговики также давно причисляют к маркетингу мотивационные выплаты (премии, бонусы, прочие поощрения). Об этом речь шла, в том числе, в ОНК № 123, ИНК ГФСУ от 11.05.2019 г. № 2086/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 17.05.2019 г. № 2225/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, ИНК ГНСУ от 21.10.2019 г. № 909/ІПК/99-00-07-03-02-15/ІПК, от 27.11.2019 г. № 1608/6/99-00-07-03-02-15/ІПК, от 27.12.2019 г. № 2173/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, от 27.01.2020 г. № 311/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 27.01.2020 г. № 312/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 29.01.2020 г. № 347/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 11.02.2020 г. № 525/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 28.10.2020 г. № 4449/ІПК/99-00-05-05-02-06, разъяснении из категории 101.04 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua).

При этом контролеры выделяют следующие премии (бонусы, прочие поощрения), выплачиваемые поставщиком продукции в пользу покупателей за достижение определенных экономических показателей:

– за достижение установленного объема закупок;

– за достижение определенных объемов продажи;

– за приобретение полного ассортимента продукции;

– за соблюдение ассортимента товаров и рекомендованных цен;

– за выполнение согласованного плана закупок.

Договор маркетинга: как заключить

Отдельного определения договоров маркетинга в ХКУ и ГКУ нет. В то же время такие договоры подпадают под общие положения по заключению договора о предоставлении услуг из главы 63 ГКУ.

Согласно нормам ч. 1 ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. То, что при заключении соглашений о предоставлении услуг по маркетингу следует руководствоваться положениями ч. 1 ст. 901 ГКУ, подтверждают и налоговики (см., к примеру, ИНК ГНСУ от 04.02.2020 г. № 444/6/99-00-07-03-02-06/ІПК).

К тому же в ч. 2 ст. 901 ГКУ установлено, что положения главы 63 ГКУ можно применять ко всем договорам о предоставлении услуг, если это не противоречит сути обязательства.

По нормам ч. 1 ст. 205 ГКУ сделка может совершаться устно или в письменной (электронной) форме. Стороны имеют право выбирать форму сделки, если иное не установлено законом. В письменной форме должны совершаться (ч. 1 ст. 208 ГКУ):

1) сделки между юридическими лицами;

2) сделки между физическим и юридическим лицом, кроме сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 206 ГКУ (сделки, которые полностью выполняются сторонами в момент их совершения, к каковым договоры маркетинга не относятся).

Итак, по общему правилу, договоры маркетинга необходимо совершать в письменной форме, при этом из судебной практики можно сделать вывод, что состав услуг, которые будут предоставляться по такому договору, имеет смысл описать как можно более подробно (см. статью "Маркетинговые мероприятия: как минимизировать налоговые риски").

Следует также учесть, что согласно ч. 1 ст. 902 ГКУ исполнитель должен предоставить услугу лично. Но в случаях, установленных договором, исполнитель имеет право возложить выполнение договора о предоставлении услуг на другое лицо, оставаясь ответственным в полном объеме перед заказчиком за нарушение договора (ч. 2 ст. 902 ГКУ). Следовательно, в тех случаях, когда маркетинговые услуги по договору предоставляет третье лицо, это условие необходимо предусмотреть в договоре.

Нормы ч. 1 ст. 903 ГКУ устанавливают: если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленные договором. Поэтому в договоре маркетинга необходимо указать размер платы за предоставление услуг.

Срок договора о предоставлении услуг устанавливают по договоренности сторон, если иное не установлено законом или другими нормативно-правовыми актами (ч. 1 ст. 905 ГКУ). С учетом этого в договоре маркетинга важно указать срок действия договора, срок предоставления услуг по договору и срок проведения оплаты.

Стороны могут указать в договоре маркетинга и другие условия, по которым необходимо достичь соглашения.

Первичные документы

Конкретный перечень документации по маркетинговым мероприятиям в нормативных актах не установлен. Налоговики по этому поводу также в последнее время не предоставляют четких рекомендаций. В то же время анализ судебной практики свидетельствует о том, что контролеры тщательно проверяют все документы, связанные с предоставлением маркетинговых услуг.

В частности, налоговики проверяют правильность составления акта по предоставлению маркетинговых услуг, который, по их мнению, должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996, а именно:

– название документа (формы);

– дату составления;

– название предприятия, от имени которого составлен документ;

– содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

– должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

При этом состав маркетинговых услуг в первичных документах, с точки зрения проверяющих, должен быть детализирован.

Понятно, что кроме акта необходимо иметь еще и другие документы, в том числе: счет, платежное поручение, налоговую накладную, зарегистрированную в Едином реестре налоговых накладных.

Налоговики настаивают также на составлении отчета по маркетингу, который тоже анализируют суды. Поэтому советуем иметь в наличии такие отчеты, составленные не для отписки, а обоснованно, поскольку проверяющие, как правило, их анализируют в целях определения реальности операций по предоставлению маркетинговых услуг (см. более подробно об этом в статье "Маркетинговые мероприятия: как минимизировать налоговые риски").

Также на эту тему читайте статьи:

"Маркетинговые мероприятия: недостатки в первичных документах";

"Маркетинговые мероприятия: налоговый и бухгалтерский учет";

"Импорт маркетинговых услуг: налоговый учет";

"Импорт маркетинговый услуг: бухгалтерский учет".

1. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. ГКУ Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

4. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

5. ОНК № 123 – Обобщающая налоговая консультация относительно отнесения расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов, утвержденная приказом ГНСУ от 15.02.2012 г. № 123.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua