Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Какой мораторий отменил Закон № 1071
Сергей Ефимов, адвокат, налоговый консультант, АФ "ЕФИМОВ И ПАРТНЕРЫ"

10.12.2020 вступил в силу Закон № 1071, который главным образом принимали для предоставления государством поддержки тем, кто подвергся ограничениям в осуществлении хозяйственной деятельности во время карантина, введенного в целях предупреждения распространения болезни COVID-19. Это так называемый Закон о 8000 грн помощи от государства (подробнее об этом – в статье "Карантинные помощи застрахованным лицам, ФЛП и юрлицам: как и когда получить").

Но сейчас хотелось бы обратить внимание на другую норму данного Закона, введенную им. Речь идет об отмене "проверочного" моратория.

Содержание этой нормы налогоплательщики растолковали и восприняли по-разному. Одни утверждают, что норма отменяет мораторий только на неналоговые проверки, другие же считают, что мораторий отменен также и на налоговые проверки. Итак, давайте разбираться с этим.

Что гласит Закон № 1071

Абзацем 2 пп. 6 п. 2 разд. ІІ "Переходные положения" Закона № 1071 просто предусмотрено исключить подпункт 4 п. 2 разд. II "Заключительные положения" другого закона, а именно Закона № 530 (далее – подпункт 4 Закона № 530).

Итак, до 10.12.2020 в Законе № 530 действовал пп. 4 п. 2 разд. II "Заключительные положения", а начиная с указанной даты Закон № 530 уже действует без этого пункта.

Что определял подпункт 4 Закона № 530

Подпунктом 4 Закона № 530 было предусмотрено, что на период установления карантина или ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), запрещается проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Как видим, подпункт 4 Закона № 530:

(а) запрещал только плановые мероприятия государственного надзора (контроля) и

(б) запрет касался только органов государственного надзора (контроля).

Что такое государственный надзор (контроль)

Основные принципы осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности регулирует Закон № 877.

В соответствии со ст. 1 Закона № 877 государственный надзор (контроль) – это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления (далее – органы государственного надзора (контроля)) в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предупреждению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Вместе с тем ч. 2 ст. 2 Закона № 877 прямо предусмотрено, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие в ходе осуществления мероприятий, в том числе, налогового контроля.

Полномочия налоговых органов по осуществлению проверок налогоплательщиков регламентируют нормы НКУ.

Пунктом 61.1 НКУ определено, что налоговый контроль – это система мер, которые принимаются контролирующими органами и координируются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику, в целях контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В соответствии с п. 61.2, ст. ст. 41 и 62 НКУ налоговый контроль осуществляется налоговыми и таможенными органами в пределах их компетенций и реализуется, в частности, путем проверок и сверок.

Таким образом, налоговые проверки являются составляющей частью налогового контроля, на который не распространяется действие Закона № 877, то есть они не входят в понятие "мероприятия государственного надзора (контроля)".

Итак, системный анализ указанных выше норм показывает, что предусмотренный подпунктом 4 Закона № 530 запрет на осуществление плановых мероприятий государственного надзора (контроля) не касался проверок, которые имеют право осуществлять налоговые органы.

Соответственно, то, что Закон № 1071 исключает из Закона № 530 подпункт 4, означает лишь отмену моратория на неналоговые проверки и никоим образом не регулирует вопрос моратория на налоговые проверки.

Мораторий отменили, но он действует

Исключив подпункт 4 из Закона № 530, наши законодатели, казалось бы, отменили мораторий на неналоговые проверки. Однако не стоит спешить с таким выводом.

Дело в том, что кроме Закона № 530 мораторий на плановые мероприятия государственного надзора (контроля) предусмотрен еще и Законом № 533. Нормы этих двух законов в части моратория очень похожи, разница лишь в том, что Закон № 533 содержит ряд исключений, на которые мораторий не распространяется. Дословно норма из Закона № 533 звучит следующим образом (ч. 3 раздела ІІ "Заключительные и переходные положения"):

"Временно, по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины в целях предупреждения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), но не ранее 30 июня 2020 года, запрещается проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля):

– за деятельностью субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;

– в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;

– в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения."

Итак, несмотря на исключение из Закона № 530 нормы о моратории на неналоговые проверки, фактически мораторий на такие проверки продолжает действовать, поскольку соответствующая норма продолжает действовать в Законе № 533. Из-под моратория выпали только проверки (а) субъектов с высокой степенью риска, (б) в сфере государственных регулируемых цен и (в) в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

О моратории на налоговые проверки

Мораторий на налоговые проверки предусмотрен п. 522 подразд. 10 разд. ХХ "Переходные положения" НКУ, который был введен в действие еще 18.03.2020. На сегодняшний день данный пункт действует, то есть мораторий на налоговые проверки не отменен. Не распространяется этот мораторий только на:

– документальные внеплановые проверки, которые проводятся по обращению налогоплательщика;

– документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным пп. пп. 78.1.7 и 78.1.8 НКУ;

– фактические проверки касательно нарушения требований законодательства в части:

• учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и оборота горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

• целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;

• оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

• осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным пп. пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 п. 80.2 НКУ.

Вместе с тем обращаем внимание на Закон № 909, п. 4 разд. ІІ "Заключительные положения" которого КМУ предоставлено право сокращать срок действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных соответствующими законами Украины, принятыми в целях предупреждения возникновения и распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19. Следовательно, вопрос об отмене моратория на проведение налоговых проверок теперь можно решить в любой момент на уровне КМУ и без участия ВРУ.

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 1071Закон Украины "О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мер, введенных в целях предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2" от 04.12.2020 г. № 1071-IX.

3. Закон № 530Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)" от 17.03.2020 г. № 530-IX.

4. Закон № 533 Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)" от 17.03.2020 г. № 533-IX.

5. Закон № 877 Закон Украины "Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 05.04.2007 г. № 877-V.

6. Закон № 909 Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год" от 17.09.2020 г. № 909-IX.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua