Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Можно ли юрлицу осуществлять деятельность без юридического адреса?
Илья Менчак, юрист, АФ "ЕФИМОВ И ПАРТНЕРЫ"

Поводом для написания настоящей статьи стал вопрос клиента: "Может ли юридическое лицо осуществлять свою деятельность без юридического адреса? Какие могут быть последствия и штрафы?

Если компания утратила юридический адрес – какой алгоритм действий, а также особенности для плательщика НДС?"

Об этом и поговорим в статье.

Понятие налогового и юридического адреса

Для начала следует разобраться с понятиями налогового и "юридического" адреса.

Такое понятие, как "юридический адрес", в законодательстве Украины отсутствует. Это сугубо деловая лексика. А вот ч. 1 ст. 93 ГКУ содержит определение понятия "местонахождение юридического лица".

Так, согласно положениям приведенной нормы местонахождение юридического лица – это

фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого производится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

(ч. 1 ст. 93 ГКУ)

То есть местонахождение (или так называемый юридический адрес) предприятия – это или адрес головного офиса, или адрес, например, производственного цеха.

Субъект хозяйственной деятельности вправе самостоятельно определить свое местонахождение и внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее по тексту – ЕГР/Реестр), поскольку сведения о местонахождении компании обязательно содержатся в ЕГР (п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона о госрегистрации).

В свою очередь, п. 45.2 НКУ предусматривается, что налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) считается местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в ЕГР.

Налоговый адрес предприятия – это его местонахождение, указанное в ЕГР. И именно по этому адресу осуществляется обслуживание компании как плательщика налогов.

Таким образом, налоговый адрес = местонахождение предприятия, указанное в ЕГР, а местонахождением является адрес его офиса или, например, производственных мощностей.

Может ли компания не иметь или утратить налоговый адрес?

С юридической точки зрения – нет. Как указывалось выше, местонахождение предприятия обязательно должно содержаться в ЕГР. Без такого адреса вы не сможете провести государственную регистрацию юридического лица. А что касается уже зарегистрированной компании, то законодательством не предусмотрена процедура исключения сведений о местонахождении из ЕГР, компания может только изменить такой адрес на другой.

То есть в ЕГР всегда будет указано местонахождение юрлица, которое и является его налоговым адресом.

Однако фактически компания может утратить такой адрес, скажем, если закончится срок аренды соответствующего офисного помещения или это помещение будет продано новому собственнику и т. п. Как действовать в таком случае?

Действительно, на практике может возникнуть такая ситуация, когда предприятие по разным причинам вынуждено покинуть свое местонахождение, указанное в ЕГР. В таком случае компания обязана внести сведения в ЕГР о новом местонахождении, поскольку в ЕГР должна содержаться актуальная информация о юрлице.

Это весьма очевидный совет, но как действовать, если предприятие "утратило" старый налоговый адрес и еще не "нашло" новый?

В таком случае в Реестре в качестве местонахождения предприятия можно указать адрес регистрации местожительства (так называемую прописку) или место фактического проживания директора.

Даже старая редакция Закона о госрегистрации предусматривала, что местонахождением юридического лица может также быть адрес местожительства директора или лица, которое согласно учредительным документам действует от его имени.

Несмотря на то что такое определение утратило силу, ни одним нормативно-правовым актом не запрещается указывать местонахождение компании в жилом помещении (квартире) директора.

Более того, удаленная работа бизнеса без четкой привязки к месту работы стала нормой в современном мире, который охвачен пандемией COVID-2019. Такой режим работы предусмотрен ст. 60 КЗоТ.

Согласно ч. 2 ст. 60 КЗоТ на период угрозы распространения эпидемии, пандемии и/или на период угрозы военного, техногенного, природного или другого характера условие о дистанционной (надомной) работе и гибком режиме рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе.

Дистанционная (надомная) работа и выступает правовым обоснованием и основанием для "переезда" предприятия по адресу директора, поскольку он своим распоряжением, например, может весь офисный персонал, включая себя, перевести на дистанционную работу.

В случае дистанционной (надомной) работы предприятия фактическое место ведения деятельности определить невозможно, так как работники могут находиться в разных городах или даже странах. Поэтому местонахождение компании по адресу ее директора (поскольку именно там находится руководство) отвечает законодательству и является абсолютно логичным.

Единственным исключением на предмет законности местонахождения юридического лица по адресу директора может быть ст. 383 ГКУ, которой установлено, что владелец жилого дома, квартиры вправе использовать помещение для своего проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства.

Однако, как мы знаем, местонахождением юридического лица считается фактическое место ведения деятельности или расположения офиса. Поэтому в случае "переезда" промышленного предприятия в помещении директора будет располагаться офис, и именно этот адрес будет местонахождением предприятия, который должен быть указан в ЕГР.

Также стоит рассмотреть вариант так называемой аренды юридического адреса. Данный вариант так же законный, поскольку ни одним законодательным актом это не запрещается.

Как правило, такие отношения оформляются договором аренды или субаренды небольшой части офисного помещения.

Кроме аренды помещений, в услуги могут входить корреспондентское обслуживание (получение писем от контрагентов или государственных органов), секретарское обслуживание, то есть в помещении офиса будет секретарь, который (которая) будет сообщать всем посетителям о том, что по этому адресу действительно располагается определенная компания, но руководство, скажем, находится на встрече и вернется в ближайшее время.

Впрочем, такой налоговый адрес имеет определенные риски и особенности, в частности:

1. Помещение может находиться по "адресу массовой регистрации". Такое расположение не является незаконным, но последствием может стать двойное внимание со стороны контролирующих органов. С адресами мест массовой регистрации вы можете ознакомиться, в частности, в открытых источниках.

2. Такое помещение может вообще не существовать или существовать только на бумаге. Поэтому, перед тем как подписывать договор аренды / субаренды, стоит проверить, действительно ли существует такое помещение.

3. При заключении договора субаренды следует попросить предоставить вам письменное согласие собственника помещения или копию договора аренды помещения, которым предусматривается такое согласие. Если собственник не предоставил согласие на передачу помещения в субаренду, то это является основанием для признания договора субаренды недействительным в судебном порядке.

4. Арендодатель может не иметь в собственности указанное в договоре аренды помещение. В таком случае данный договор является недействительным.

5. В связи с ненадлежащим предоставлением корреспондентского или секретарского обслуживания вам может не поступать входная корреспонденция, а потому вообще нивелируется смысл "аренды юридического адреса".

Итак:

1. В случае "утраты" налогового адреса необходимо внести изменения в ЕГР, которыми указать актуальный адрес предприятия.

2. В период, когда новый адрес предприятия еще не определен, его местонахождением может быть адрес проживания директора или "арендованный юридический адрес". Такие изменения подлежат внесению в ЕГР.

Ответственность за отсутствие налогового адреса и последствия

Законодательством не установлена ответственность за отсутствие налогового адреса, поскольку, как мы уже выяснили, он всегда есть. У компании by default имеется налоговый адрес.

Однако неустановление санкции не означает, что не будет последствий.

Прежде всего следует отметить, что ниже будет приведен перечень рисков и последствий для компании, осуществляющей деятельность не по налоговому адресу. Такой перечень не является исключительным. Это только основные риски, с которыми сталкиваются плательщики налогов чаще всего.

Мы же настоятельно рекомендуем указывать в ЕГР актуальный адрес предприятия или хотя бы по такому адресу должно обеспечиваться надлежащее корреспондентское обслуживание (получение входной корреспонденции) и секретарское обслуживание (прием посетителей).

Последствия отсутствия предприятия по налоговому адресу:

1. Такое предприятие не сможет получать входную корреспонденцию от органов государственной власти и контрагентов.

В случае неполучения, например, налогового уведомления-решения от Государственной налоговой службы, которое поступило по налоговому адресу, предприятие не сможет обжаловать в административном или судебном порядке предписанный штраф, так как попросту не будет знать о его существовании и пропустит срок на его обжалование.

Законодательством хоть и предусмотрена возможность возобновления таких сроков, но такая причина его пропуска, как отсутствие плательщика налогов по адресу, не считается уважительной, потому что уведомление по местонахождению, указанному в ЕГР, является надлежащим уведомлением (п. 42.2 НКУ).

То же самое касается и переписки с контрагентами. Контрагент, например, при подаче иска в суд обязан направить ответчику его экземпляр такого искового заявления. Не имея контроля над таким налоговым адресом, компания просто может не узнать о подобном иске и фактически будет лишена возможности полноценно принимать участие в судебном процессе.

2. Налоговики могут приостановить регистрацию налоговой накладной плательщика НДС.

Например, контролирующий орган назначит выездную проверку предприятия. Сама проверка будет проводиться по местонахождению плательщика налога (налоговому адресу). Но, приехав по указанному адресу, инспекторы не смогут ее провести в связи с отсутствием плательщика налога по местонахождению.

В пункте 1.4.5 Методических рекомендаций указывается, что в случае, если при организации документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки была установлена невозможность ее проведения (в том числе в связи с отсутствием плательщика налогов по местонахождению), должностными (служебными) лицами органа ГНС безотлагательно составляется в двух экземплярах в произвольной форме и подписывается акт о невозможности проведения проверки, удостоверяющий данный факт.

Указанный акт не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в Специальном журнале регистрации актов по форме согласно приложению 7 к Методическим рекомендациям.

Подразделение органа ГНС, осуществлявшее (возглавлявшее) проверку и установившее невозможность ее проведения в связи с отсутствием плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению, в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем составления такого акта, посредством докладной записки уведомляет об этом руководителя (его заместителя или уполномоченное лицо) органа ГНС и готовит запрос на установление местонахождения плательщика налогов.

Такой запрос подписывается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) органа ГНС, работники которого осуществляют (возглавляют) проверку, после чего он регистрируется и направляется в общеустановленном порядке соответствующему территориальному органу ГФС по основному месту учета налогоплательщика.

Порядок взаимодействия с оперативными подразделениями территориальных органов ГФС при организации проверок налогоплательщиков, в том числе по вопросам установления их местонахождения, определен Алгоритмом № 146.

Пунктом 3.2 Алгоритма № 146 предусмотрено, что в случае неустановления местонахождения налогоплательщика в течение 30 календарных дней с даты получения запроса руководитель (заместитель руководителя) органа ГФС на основании служебной записки (рапорта) начальника оперативного подразделения принимает решение о прекращении мероприятий по установлению местонахождения налогоплательщика.

После принятия решения о прекращении мероприятий по установлению местонахождения налогоплательщика начальник оперативного подразделения в течение трех рабочих дней письменно уведомляет о нем орган ГНС – инициатора запроса.

Следует отметить, что раньше в случае невозможности установления местонахождения плательщика налогов руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа в течение трех рабочих дней должен был принять решение о направлении соответствующему государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению.

На основании такого уведомления государственный регистратор был обязан внести запись в ЕГР в отношении такого предприятия об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Такая запись была основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно старой редакции ст. 184 НКУ.

Теперь такой процедуры не существует.

Методические рекомендации в новой редакции не предусматривают такого порядка действий налоговиков в случае невозможности проведения проверки в связи с отсутствием плательщика налогов, а из п. 184.1 НКУ было исключено такое основание для аннулирования регистрации плательщика НДС, как наличие записи об "отсутствии юридического лица по его местонахождению".

На данный момент результатом установления местонахождения оперативными органами ГФС может быть:

а) установление местонахождения плательщика налогов или

б) неустановление местонахождения, что оформляется "решением о прекращении мероприятий по установлению местонахождения".

Такое решение не будет иметь непосредственных последствий для предприятия, но может иметь опосредствованные.

Информация о том, что местонахождение налогоплательщика не получилось установить, будет храниться в информационных системах налоговых органов, и эта информация точно не будет использована в интересах плательщика налогов.

Так, п. 6 Порядка № 1165 установлено, что в случае, если по результатам автоматизированного мониторинга плательщик налога, составивший налоговую накладную / расчет корректировки, отвечает хотя бы одному критерию рисковости плательщика налога, регистрация такой налоговой накладной / расчета корректировки приостанавливается.

Всего существует восемь критериев рисковости плательщика налога на добавленную стоимость. Критерии 1 – 7 довольно четкие для применения. А вот восьмой отличается от других возможностью его неоднозначной трактовки.

Пункт 8 Критериев рисковости плательщика НДС (приложение 1 к Порядку № 1165) звучит следующим образом:

У контролирующих органов имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе ведения текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, что определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчета корректировки.

Под понятие "налоговая информация" действительно может подпадать широкий спектр разнообразной информации.

Стоит отметить, что именно п. 8 Критериев является наиболее популярным среди налоговиков как основание для приостановления регистрации налоговой накладной.

И именно отсутствие плательщика налогов по местонахождению может быть той налоговой информацией, которая подпадает под критерий, определенный п. 8, и будет иметь последствием приостановление регистрации налоговой накладной.

По крайней мере, именно это и стало основанием для приостановления регистрации налоговой накладной в деле от 05.01.2021 г. № 640/11321/20. Однако, к счастью, Верховный Суд удовлетворил исковые требования истца.

Резюме статьи

Итак, в настоящей статье приведены наиболее распространенные риски для компаний, которые фактически не находятся по своему налоговому адресу. При этом хотим подчеркнуть, что самый надежный способ минимизировать такие риски – указывать в Реестре актуальный адрес местонахождения.

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

4. Закон о госрегистрации – Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" от 15.05.2003 г. № 755-IV.

5. Методические рекомендации – Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов, утвержденные приказом ГНСУ от 04.09.2020 г. № 470.

6. Алгоритм № 146 – Алгоритм взаимодействия между подразделениями органов ГНС, осуществляющими (возглавляющими) документальные и фактические проверки, оперативными подразделениями и следственными подразделениями финансовых расследований органов ГФС, утвержденный приказом ГНСУ, ГФСУ от 23.03.2020 г. № 146/35.

7. Порядок № 1165 – Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением Кабмина от 11.12.2019 г. № 1165.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua