Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Гостиницы: основные нормативные требования
Олег Дъяконов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

До всемирной пандемии гостиницы были прибыльным бизнесом. Пандемия COVID-19 внесла определенные коррективы, в частности сфера туризма почти замерла, следовательно снизилась прибыльность и гостиничного бизнеса. В связи с этим законодателями были разработаны определенные мероприятия по поддержке отельеров. В настоящей статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет об основных нормативных требованиях в части функционирования гостиниц.

Какие услуги могут предоставляться гостиницей

Деятельность гостиниц регламентируется Законом № 324/95, Правилами № 19, Порядком № 297 и Порядком № 803.

Гостиница – предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, состоящее из шести и более номеров и предоставляющее гостиничные услуги по временному проживанию с обязательным обслуживанием. Порядок установления категорий гостиницам определяется Кабинетом Министров Украины. Гостинице устанавливается категория на 5 лет (ст. 1 Закона № 324/95).

К сведению: хотя в приведенном определении гостиницы речь идет о предприятии, никаких ограничений по составу субъектов хозяйствования и организационно-правовой форме собственников нормативные документы не содержат. Поэтому собственником гостиницы может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо – предприниматель.

В соответствии со ст. 19 Закона № 324/95 запрещается предоставлять услуги по размещению без наличия свидетельства об установлении соответствующей категории. То есть гостиницам в обязательном порядке присваивается категория, на что в свое время обращало внимание Минэкономразвития Украины в письме от 22.11.2013 г. № 1462-07/06.

Категории гостиницам устанавливаются по результатам добровольной сертификации услуг по временному размещению (проживанию) на предмет безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей среды согласно договору между органом по сертификации и собственником или уполномоченным им лицом и оценке соответствия гостиниц требованиям определенной категории (п. 31 Порядка № 803).

Сертификация и оценка гостиницы осуществляется органами по сертификации, аккредитованными для выполнения работ по сертификации услуг по временному размещению (проживанию). Обязательная сертификация гостиниц отменена (см. приказ Минэкономразвития от 30.07.2012 г. № 876).

Гостиничная услуга – действия (операции) предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также прочая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием. Гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг, предоставляемых потребителю в соответствии с категорией гостиницы (ст. 1 Закона № 324/95).

Более подробно термины, которые используются в гостиничном бизнесе, приведены в ДСТУ 4527:2006.

Гостиница может предоставлять (п. 1.3 Правил № 19):

основные услуги – объем услуг гостиницы (проживание, питание и т. п.), который включается в цену номера (места) и предоставляется потребителю согласно заключенному договору;

дополнительные услуги – объем услуг, не относящихся к основным услугам гостиницы, которые заказываются и оплачиваются потребителем дополнительно по отдельному договору.

Гостиница самостоятельно определяет перечень и цену основных (которые включаются в цену номера) и дополнительных услуг (п. 3.5 Правил № 19). При этом такая информация должна быть в каждом номере гостиницы (п. 2.3 Правил № 19).

В соответствии с Классификатором ДК 009:2010 гостиничные услуги соответствуют группе 55.10 "Деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения". Данный вид деятельности должны быть указан в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

Документы

Гостиничные услуги предоставляются потребителю на основании договора. Договор на предоставление основных гостиничных услуг потребителю считается заключенным после оформления документов на проживание (заполнение анкеты, регистрации) и подтверждается расчетной квитанцией или другим расчетным документом, удостоверяющим заключение договора и включающим в себя (п. 3.6 Правил № 19):

• наименование гостиницы, ее реквизиты (для частного предпринимателя – фамилию, имя отчество, информацию о государственной регистрации);

• фамилию, имя и отчество потребителя;

• информацию о предоставляемом номере (месте в номере);

• цену номера (места в номере);

• прочие необходимые данные на усмотрение гостиницы.

На данный момент типовые формы гостиничного счета и первичных документов, обязательные для применения всеми субъектами хозяйствования, отсутствуют. Согласно п. 12 Порядка № 297 образцы форм документов первичного учета в сфере предоставления услуг по временному размещению (проживанию) разрабатываются и утверждаются Министерством культуры и туризма Украины*. К сожалению, они до сих пор не утверждены.

* Со временем Министерство культуры и туризма было реорганизовано, и сегодня действует Министерство культуры и информационной политики. Однако в Порядок № 297 изменения внесены не были, следовательно по факту нет ни форм, ни органа, который их утверждает.

После отмены бланков строгого учета в части оформления гостиничных услуг (совместный приказ Госстроя, Госкомитета молодежной политики, спорта и туризма Украины от 24.07.2000 г. № 160/1261) остались только рекомендованные формы, разработанные для ГП "Укркомунобслуговування" (приказ Госстроя от 13.10.2000 г. № 230).

Данные формы были рекомендованы для применения гостиничным предприятиям независимо от подчинения и форм собственности Госстроем (письмо от 06.03.2002 г. № 5/3-197) и Гостурадминистрацией (письмо от 27.03.2002 г. № 14/08-78). Однако, поскольку указанные документы именно рекомендованные, а не обязательны к использованию, они применяются не всеми гостиницами. Впрочем, как бы там ни было, а гостиничному предприятию их будет удобно принять за основу и доработать по собственному усмотрению.

Лицензирование

Предоставление услуг по проживанию постояльцев лицензированию не подлежит. В то же время гостиницы могут осуществлять некоторые виды деятельности, на которые лицензия необходима. В частности, это касается операций по продаже алкоголя, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, на розничную торговлю которыми необходимо получить лицензию (ст. 15 Закона № 481/95).

Основные требования к гостиницам

Основные требования к гостиницам установлены Правилами № 19. В частности, гостиница должна иметь:

– внутренние правила проживания в гостинице, которые не противоречат Правилам № 19, а также книгу отзывов и предложений (п. 1.12 Правил № 19);

– журнал регистрации вступительного инструктажа работников по вопросам охраны труда и журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (п. 1.13 Правил № 19).

Персонал, непосредственно участвующий в приеме и обслуживании потребителей, должен иметь соответствующую профессиональную подготовку, владеть иностранными языками в необходимом объеме в зависимости от категории гостиницы, придерживаться правил служебного этикета (п. 1.8 Правил № 19).

Также персонал, непосредственно участвующий в приеме и обслуживании потребителей, должен проходить медицинское обследование, результаты которого отражаются в личных медицинских книжках (п. 1.9 Правил № 19).

Требования к материально-техническому оснащению гостиниц

Материально-техническое оснащение и минимальный перечень услуг, предоставляемых гостиницами, должны отвечать требованиям, установленным стандартами и другими нормативно-правовыми документами для категории "одна звезда" (п. 1.11 Правил № 19).

Требования к материальному оснащению гостиниц зависят от категории гостиницы и приведены в:

– ДСТУ 4269:2003 "Услуги туристические. Классификация гостиниц", утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 23.12.2003 г. № 225;

– ДСТУ 4268:2003 "Услуги туристические. Средства размещения", утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 23.12.2003 г. № 225.

При этом любая гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, которые обеспечивают:

– постоянное электроснабжение;

– горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно);

– канализацию;

– отопление, обеспечивающее температуру в пределах от 18 °С до 22 °С в жилых и общественных помещениях;

– вентиляцию (естественную или принудительную), которая обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха и предотвращает проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения;

– телевидение (должно быть подведено ко всем номерам);

– телефонную связь;

– освещение в номерах.

Оборудование и мебель в каждой гостинице должны отвечать функциональному назначению помещения. Например, в наиболее распространенной категории гостиниц "три звезды" в номерах должны быть следующие предметы:

– светильник при каждой кровати; лампа, освещающая рабочее место (стол);

– цветной телевизор в каждом номере;

– радиоприемники или другая возможность приема радиопрограмм во всех номерах;

– холодильник в многокомнатных и одноместных номерах;

– односпальная кровать 90 см х 200 см, двуспальная 160 см х 200 см, детская или раскладная кровать (по просьбе);

– коврик при каждой кровати в случае отсутствия ковра или коврового покрытия пола;

– тумбочка (столик) возле каждого спального места;

– вешалка для верхней одежды и головных уборов;

– шкаф с полочками, вешалкой и плечиками (не менее 5 шт./место);

– стулья или другая мебель для сидения (один предмет на каждого гостя, но не менее двух на номер);

– стол или письменный стол;

– полочка (подставка) для багажа;

– плотные шторы (или жалюзи), затемняющие помещение;

– прозрачные шторы (или жалюзи);

– зеркало в комнате дополнительно к зеркалу в ванной комнате или над умывальником;

– швейный набор (игла, нитки);

– щетки: для одежды, для обуви;

– стаканы на каждого гостя;

– пепельница;

– ключ комбинированный (для открывания бутылок);

– набор письменных принадлежностей (конверты, почтовая бумага, ручка, карандаш);

– пакеты для прачечной и химчистки;

– инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения санузла: зеркало над умывальником с боковым или верхним освещением; полочка для туалетных принадлежностей; шторы для ванны или душа; коврик на полу; держатель для полотенец, крючки для одежды; стакан; полотенца на каждого гостя (не менее 3); отдельно банное полотенце; банная шапочка (на каждого гостя); туалетные принадлежности на каждого гостя (подлежат замене по мере использования); туалетное мыло; туалетная бумага с держателем; щетка для унитаза (в футляре); корзина для мусора из огнеупорного материала.

Это минимальный набор предметов, которые должны быть в номерах. На усмотрение администрации гостиницы они могут дополняться другими предметами.

Также на данную тему читайте статьи:

"Гостиницы: новации обложения НДС";

"Гостиницы: налоговый учет";

"Гостиницы: бухгалтерский учет";

"Гостиницы: особенности учета мини-баров".

1. Закон № 324/95Закон Украины "О туризме" от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

2. Закон № 481/95Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего" от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

3. Правила № 19 – Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Государственной администрации Украины от 16.03.2004 г. № 19.

4. Порядок № 297 – Порядок предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 297.

5. Порядок № 803 – Порядок установления категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 29.07.2009 г. № 803.

6. Классификатор ДК 009:2010 – Национальный классификатор Украины "Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010", утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

7. ДСТУ 4527:2006 – Национальный стандарт Украины. Услуги туристические. Средства размещения. Термины и определения. ДСТУ 4527:2006.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua