Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Транспортная экспедиция: правовые аспекты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Субъекты хозяйствования активно используют договоры транспортной экспедиции для организации перевозок как на территории Украины, так и за рубежом. В то же время на практике могут применяться разные виды таких договоров, о чем издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет в статье.

Терминология

Порядок заключения договоров транспортной экспедиции регламентируется Законом № 1955 и гл. 65 ГКУ. Прежде всего необходимо ознакомиться с терминами, которые применяются в договоре транспортной экспедиции.

Так, по нормам ст. 1 Закона № 1955:

транспортно-экспедиционная деятельность – предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов;

транспортно-экспедиционная услуга – работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортной экспедиции;

участники транспортно-экспедиционной деятельности – клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.

В частности, главными участниками транспортно-экспедиционной деятельности являются:

экспедитор (транспортный экспедитор) – субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором транспортной экспедиции;

клиент – потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортной экспедиции самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить либо организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору;

перевозчик – юридическое или физическое лицо, взявшее на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком.

Потребитель услуг экспедитора в терминологии Закона № 1955 называется клиентом. Поэтому в договорах транспортной экспедиции правильнее использовать термин "клиент". Однако на практике получили распространение договоры, в которых применяется термин "заказчик", который используют и налоговики.

Какими могут быть договоры транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 929 ГКУ).

Договором транспортной экспедиции может устанавливаться обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой (ч. 1 ст. 929 ГКУ).

Указанным договором также может предусматриваться предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлины, сборов и расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т. д.).

Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортной экспедиции (ст. 9 Закона № 1955).

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 932 ГКУ). В случае привлечения экспедитором к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции других лиц экспедитор отвечает перед клиентом за нарушение договора (ч. 2 ст. 932 ГКУ).

Исходя из вышеизложенного, выделяют два вида договоров транспортной экспедиции:

1) прямые договоры, по которым все услуги (или определенные их виды) экспедитор предоставляет самостоятельно;

2) договоры посреднического типа, по которым экспедитор только организует выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а такие услуги выполняются третьими лицами.

В случае привлечения экспедитором к выполнению его обязательств по договору транспортной экспедиции другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента (ст. 9 Закона № 1955).

Существенные условия договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 930 ГКУ).

Существенными условиями договора транспортной экспедиции являются следующие (ст. 9 Закона № 1955):

1) сведения о сторонах договора:

– для юридических лиц – резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины;

– для юридических лиц – нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;

– для физических лиц – граждан Украины: фамилия, имя, отчество, место жительства с указанием адреса и индивидуальный идентификационный номер;

– для физических лиц – иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;

2) вид услуги экспедитора;

3) вид и наименование груза;

4) права, обязанности сторон;

5) ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда вследствие действия непреодолимой силы;

6) размер платы экспедитору. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ч. 1 ст. 931 ГКУ);

7) порядок расчетов;

8) пункты отправления и назначения груза;

9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

10) срок (период) исполнения договора;

11) все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее исполнение договора транспортной экспедиции.

В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к исполнению договора транспортной экспедиции, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при исполнении договора транспортной экспедиции (ст. 9 Закона № 1955).

И здесь в посреднических договорах транспортной экспедиции необходимо обратить внимание на важный момент. Как правило, экспедиторы по этим договорам являются плательщиками единого налога. Посреднические договоры подпадают под действие п. 292.4 НКУ, согласно которому при предоставлении услуг и выполнении работ по договорам транспортной экспедиции доходом плательщика единого налога является сумма полученного вознаграждения.

Причем налоговики подчеркивают, что транзитные средства, которые получает физическое лицо – предприниматель от клиента для выполнения или организации выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, не включаются в объем дохода, определяемого для предоставления права субъекта хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога (см. разъяснение из категории 107.01.03 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

В посреднических договорах транспортной экспедиции плательщик единого налога сможет облагать единым налогом плату экспедитора только при условии, что она будет выделена в договоре отдельно, а также во всех первичных документах (заявке, акте о выполнении транспортно-экспедиционных услуг, счете и т. д.). Если же такого отдельного выделения платы экспедитору не будет, экспедитору – плательщику единого налога придется уплачивать единый налог со всей суммы, поступившей от клиента, а это невыгодно.

Так, в посреднических договорах клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для исполнения его обязанностей (ч. 2 ст. 930 ГКУ). Такая доверенность оформляется в письменной форме (ч. 1 ст. 245 ГКУ). Для удобства может применяться документ, совмещающий в себе заявку и поручение, и он может называться заявка-поручение.

При предоставлении услуг по прямому договору экспедитор должен иметь необходимые разрешительные документы. В частности, если экспедитор является непосредственным перевозчиком пассажиров либо опасного груза автотранспортом или осуществляет международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, он должен получить соответствующую лицензию (п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона № 222, ст. 9 Закона № 2344). Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Кабмина от 02.12.2015 г. № 1001.

Также на эту тему читайте статьи:

"Транспортная экспедиция: необходимые документы";

"Договоры транспортной экспедиции в пределах Украины: налоговый учет у экспедитора";

"Договоры транспортной экспедиции в пределах Украины: бухгалтерский учет у экспедитора";

"Договоры транспортной экспедиции в ВЭД: "прибыльное" налогообложение у экспедитора-резидента";

"Договоры транспортной экспедиции в ВЭД: обложение НДС у экспедитора-резидента";

"Договоры транспортной экспедиции в ВЭД: бухгалтерский учет у экспедитора".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua