Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Гранты в бюджетном учреждении: учет денежной помощи
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Для многих бюджетных учреждений гранты являются одним из источников пополнения оборотных средств. Поэтому предлагаем разобратьcя в учетных аспектах данного вопроса более подробно. Сразу отметим, что в настоящей статье речь пойдет о грантах, выраженных в денежной форме.

Грант как объект учета

Как правило, грантом называют безвозвратную целевую выплату физическим и юридическим лицам (донорам) денежной суммы или дарение имущества (в основном из собственных средств и имущества) гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранцами, а также международными организациями (реципиентами), для проведения научных исследований, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, принятия мер экологической безопасности и ликвидации последствий экологических катастроф, выполнения творческих работ, издания произведений художественной, научной, образовательной, изобразительной, медицинской и другой литературы и т. д.

Для целей учета грантами являются финансовые ресурсы, которые донор предоставляет реципиенту на безвозвратной основе и которые направляются на реализацию некоторых целей, определенных грантодателем.

При этом необходимо учесть следующее.

Во-первых, ч. 4 ст. 13 БКУ предусматривает отнесение грантов к первой подгруппе второй группы собственных поступлений. Последние, разумеется, являются составляющей частью специального фонда бюджета.

Гранты могут быть израсходованы на цели основной деятельности бюджетного учреждения, но если такие выплаты имеют целевое назначение, то расходовать их необходимо именно на цели, определенные грантодателем.

Во-вторых, гранты следует отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 "Благотворительные взносы, гранты и подарки".

В-третьих, получение гранта на специальный регистрационный счет предусматривает внесение изменения сметы по спецфонду. При внесении изменений в смету следует руководствоваться требованиями Порядка № 228.

Для этого необходимо представить распорядителю вышестоящего уровня, в том числе (п. 49 Порядка № 228):

• справку о внесении изменений в смету, утвержденную руководителем учреждения (приложение 11 к Инструкции № 57);

• свод показателей специального фонда сметы (с указанием суммы изменений);

• зарегистрированные и поставленные на учет соответствующим органом Казначейства копии утвержденных справок об изменениях в смете по собственным поступлениям (приложение 7 к Инструкции № 57).

Бухгалтерский учет

С позиции бухучета гранты относятся в состав доходов по необменным операциям. Напомним: необменной является хозяйственная операция, которая не предусматривает передачу активов, услуг (работ) в обмен на полученный доход или активы, но может предусматривать выполнение определенных условий, то есть бесплатное получение или передачу активов (п. 4 разд. I НП(С)БУгс 124).

Доход от необменных операций признается одновременно с получением активов, то есть фактические доходы признаются в момент зачисления взносов на специальный регистрационный счет или внесения наличности в кассу (пп. 3.4 разд. ІІ НП(С)БУгс 124).

Учитываются такие доходы на субсчете 7511 "Доходы по необменным операциям". При этом движение грантовых средств учитывается на субсчете 2313 "Регистрационные счета". В целях детализации информации о том или ином гранте к этому субсчету целесообразно открыть отдельный аналитический счет.

Отражение в учете получения и расходования грантов в денежной форме зафиксировано п. п. 5. 7 и 5.8 Типовой корреспонденции № 1219.

Кроме того, напомним, что для отражения операций по начислению доходов спецфонда, в том числе в части полученных грантов, следует использовать Мемориальный ордер № 14 "Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда субъектов государственного сектора", его форма предусмотрена Приказом № 755.

Конкретный порядок учета расходования гранта зависит от того, на что именно были использованы средства (приобретение ОС, ПНМА, запасов, возмещение стоимости работ, услуг и т. д.).

Для наглядности рассмотрим числовой пример получения гранта на приобретение ноутбука.

Условие:

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС) получило грант на приобретение ноутбука на общую стоимость 15000,00 грн.

Решение:

Отражение указанных операций приведено в таблице.

Таблица

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн

Дебет

Кредит

1

Зачислен на специальный регистрационный счет грант, полученный в денежной форме для приобретения ноутбука

2313

7511

15000,00

2

Оприходован ноутбук

1311

6211

15000,00

3

Отражено изъятие сумм, включаемых в первоначальную стоимость актива, из дохода отчетного периода

7511

5411

15000,00

4

Произведены расчеты с поставщиком

6211

2313

15000,00

6

Введен в эксплуатацию приобретенный ноутбук

1014

1311

15000,00

7

Отражены изменения в капитале

5411

5111

15000,00

8

Начислена амортизация в следующем месяце после ввода ноутбука в эксплуатацию (условно – 625,00 грн)

8114

1411

625,00

Полезными на эту тематику будут, в том числе, следующие публикации:

"Противовирусная помощь: учет благотворительности в бюджетном медзаведении";

"Валютный грант в бюджетной отчетности: показывать ли курсовые разницы";

"Иностранная валюта в бюджетном учреждении: поступление валютных грантов".

1. БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

2. Порядок № 228 – Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением Кабмина от 28.02.2002 г. № 228.

3. Инструкция № 57 – Инструкция о составлении и исполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденная приказом Минфина от 28.01.2002 г. № 57.

4. НП(С)БУгс 124 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 "Доходы", утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

5. Типовая корреспонденция № 1219 – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

6. Приказ № 755приказ Минфина "Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления" от 08.09.2017 г. № 755.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua