Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Переоценка необоротных активов: общие моменты
Влада Карпова, к. е. н., експертка, ЛІГА:ЗАКОН

Переоценка необоротных активов – процедура дорогая и хлопотная. Причем судебная практика свидетельствует о том, что налоговики тщательно исследуют основания для проведения переоценки и отражения ее результатов в учете. И все же переоценка – довольно полезный инструмент, который позволяет оптимизировать учетные данные. В настоящей статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет об общих моментах проведения переоценки необоротных активов.

Случаи проведения переоценки

Порядок проведения переоценки основных средств регламентирует НП(С)БУ 7, нематериальных активов – НП(С)БУ 8. В то же время переоценка нематериальных активов проводится нечасто. Связано это с тем, что согласно п. 19 НП(С)БУ 8 предприятие может осуществлять переоценку по справедливой стоимости на дату баланса тех нематериальных активов, по которым существует активный рынок. Между тем нематериальные активы активного рынка, как правило, не имеют. Поэтому далее речь пойдет о порядке переоценки основных средств, с которым предприятия сталкиваются чаще.

По нормам п. 16 НП(С)БУ 7 предприятие может переоценивать объект основных средств, если его остаточная стоимость существенно отличается от справедливой стоимости на дату баланса. Минфин в письме от 20.03.2003 г. № 053-2940 пришел к выводу, что норма НП(С)БУ 7 о переоценке основных средств не является императивной и носит лишь разрешительный характер. Предприятия могут вести учет основных средств по приоритетной – исторической (фактической, первоначальной) – стоимости приобретения этих объектов или по переоцененной стоимости.

Причем на это письмо ссылаются и суды. В частности, в решении Запорожского окружного административного суда от 18.01.2021 г. по делу № 280/8114/20 суд со ссылкой на письмо Минфина от 20.03.2003 г. № 053-2940 сделал вывод, что норма НП(С)БУ 7 касательно переоценки основных средств не является императивной и носит только разрешительный характер. Тем временем количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяет руководство предприятия, если такие критерии не установлены НП(С)БУ, другими нормативно-правовыми актами. Следовательно, решение о проведении переоценки основных средств принимает руководство предприятия, переоценка возможна, только когда разница между балансовой и справедливой стоимостью существенная.

Минфин рекомендует устанавливать количественный критерий существенности отклонения остаточной стоимости необоротных активов от их справедливой стоимости в диапазоне до 10 % справедливой стоимости актива или 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия (п. 34 Методрекомендаций № 561, пп. 2.20.1 Методрекомендаций № 635).

Тем временем, как и подтверждают суды, количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяет руководство предприятия, если такие критерии не установлены НП(С)БУ, другими нормативно-правовыми актами, исходя из потребностей пользователей такой информации (пп. 2.20 Методрекомендаций № 635).

Учитывая изложенное, предприятие должно установить в распорядительном документе об учетной политике (положении об учетной политике):

1) будет ли оно проводить переоценку необоротных активов. Если нет, то нужно указать, что предприятие ведет учет основных средств по приоритетной – исторической (фактической, первоначальной) – стоимости приобретения этих объектов;

2) при проведении переоценки (учет необоротных активов предприятие ведет по переоцененной стоимости) следует привести установленный руководством критерий существенности отклонения остаточной стоимости необоротных активов от справедливой стоимости для проведения переоценки.

В ситуации, когда предприятие приняло решение о переоценке основных средств, необходимо учесть, что в соответствии с п. 16 НП(С)БУ 7 и п. 34 Методрекомендаций № 561 при переоценке объекта основных средств на одну и ту же дату проводится переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект. При этом переоценка основных средств той группы, объекты которой уже переоценивались, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

Группой основных средств считается совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования объектов основных средств (п. 34 Методрекомендаций № 561). Для определения объектов основных средств, подлежащих обязательной переоценке в составе одной группы, очевидно, следует ориентироваться на группы основных средств, приведенные в п. 5 НП(С)БУ 7.

Итак, если, скажем, предприятие решило провести переоценку определенного оборудования, придется переоценить все основные средства, входящие в группу "Машины и оборудование" (учет которых ведется на одноименном субсчете 104).

Не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если на них начисляется амортизация методами "50 % и 50 %" или "100 %" стоимости, приведенными п. 27 НП(С)БУ 7 (п. 16 НП(С)БУ 7, п. 34 Методрекомендаций № 561).

На какую дату проводится переоценка

Согласно п. 16 НП(С)БУ 7 предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. Следовательно, переоценка основных средств осуществляется именно на дату баланса.

Поскольку баланс предприятия по нормам ч. 1 ст. 13 Закона № 996 составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года), то и переоценка основных средств должна проводиться по состоянию на конец последнего дня любого квартала (года).

В то же время судебная практика свидетельствует о том, что иногда налоговики спорят по поводу даты проведения переоценки и не признают ее проведение на дату составления промежуточной (квартальной) финансовой отчетности.

В частности, в постановлении Седьмого апелляционного административного суда от 30.07.2019 г. по делу № 560/314/19 суд отметил, что согласно акту проверки предприятием в нарушение требований ст. 13 Закона № 996, НП(С)БУ 1 и п. 16 НП(С)БУ 7 проведена переоценка основных средств не на дату балансов 31.12.2016 или 31.12.2017, а на дату – 31.03.2017, то есть на дату составления промежуточной финансовой отчетности за І квартал 2017 года.

Следовательно, по мнению налогового органа, поскольку ООО проведена переоценка 3 группы основных фондов по состоянию на 31.03.2017 с нарушением требований порядка проведения переоценки для целей бухгалтерского учета, соответственно, целью такой переоценки на дату составления промежуточной финансовой отчетности является уменьшение остаточной стоимости отдельных объектов (нежилых помещений), которые в дальнейшем были реализованы, и, как следствие, – неначисление налоговых обязательств по НДС на сумму превышения их остаточной стоимости над ценой реализации.

В то же время суд с таким выводом не согласился и подчеркнул, что в соответствии с п. 16 НП(С)БУ 7 предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона № 996 отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

В соответствии со ст. ст. 1, 8 Закона № 996 предприятие самостоятельно определяет принципы, методы и процедуры, используемые для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности.

Подчеркнем, что, как правило, контролеры соглашаются с проведением переоценки на дату составления промежуточной отчетности. Но если вы хотите чувствовать себя более уверенно, то советуем все же проводить переоценку на дату составления годовой отчетности.

Какие документы необходимы для проведения переоценки

Нормативы не содержат конкретного состава документов, оформляемых при проведении переоценки основных средств. В частности, в п. 35 Методрекомендаций № 561 лишь указано, что данные о переоценке (изменении стоимости и износа) отражаются в регистрах аналитического учета основных средств (инвентарная карточка учета основных средств, книга учета основных средств, Ведомость учета необоротных активов и износа).

В то же время следует учесть, что для определения справедливой стоимости основных средств необходимо привлечь независимого оценщика (ст. 7 Закона № 2658). В противном случае оценка имущества может быть признана недействительной, что предусмотрено ст. 8 Закона № 2658. На необходимость привлечения независимого оценщика для переоценки объектов основных средств неоднократно обращали внимание официальные органы (письма Минфина от 26.03.2009 г. № 31-34010-10/23-1462/1846, Госкомпредпринимательства от 13.10.2005 г. № 8950, от 10.11.2005 г. № 9911). При переоценке необходимо ориентироваться на стоимость без НДС, указанную в отчете о независимой оценке (см. письмо НБУ от 11.02.2008 г. № 12-112/199-1485).

Кроме того, необходимо иметь в наличии распорядительный документ (приказ, распоряжение) о проведении переоценки основных средств. Не лишним будет также составить акт проведения переоценки, который должен содержать обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 996.

А вот вообще не составлять первичные документы на переоценку небезопасно. Это подтверждает и судебная практика. К примеру, в постановлении ВС от 03.08.2020 г. по делу № 826/13307/18 суд обратил внимание на то, что проверяющим не предоставлены документы, которые свидетельствовали бы о проведении ЧАО переоценки недвижимого имущества. В связи с этим коллегия судей подчеркнула, что отсутствие первичных документов в подтверждение факта осуществления в предыдущих периодах переоценки основных средств свидетельствует в пользу вывода о неправомерности и безосновательности отраженных истцом сумм по счетам 100 и 103.

Суд также подчеркнул, что отражение в регистрах бухгалтерского учета осуществленной предприятием переоценки является обязательным.

Также на эту тему читайте статьи:

"Переоценка основных средств: отражение в бухгалтерском учете";

"Переоценка активов: налоговый учет";

"Переоценка активов: риски оптимизации";

"Переоценка запасов: бухгалтерский учет".

1. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. Закон № 2658Закон Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" от 12.07.2001 г. № 2658-III.

3. НП(С)БУ 1 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.

4. НП(С)БУ 7 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

5. НП(С)БУ 8 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина от 18.10.99 г. № 242.

6. Методрекомендации № 635 – Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

7. Методрекомендации № 561 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua