Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Гранты: какими они бывают
Олег Дъяконов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Международные гранты можно получить по разным проектам. Большинство грантов подпадают под Порядок № 153. В то же время существуют гранты, порядок предоставления которых регламентируется другими нормативными документами. Это влияет и на налоговый учет, о чем расскажем в статье.

Определение понятия "грант"

Определение термина "грант" приведено в нескольких законодательных актах. Так, согласно пп. 5 ст. 1 Закона № 848 грант – финансовые или другие ресурсы, предоставляемые на бесплатной и безвозвратной основе государством, юридическими, физическими лицами, в том числе иностранными, и (или) международными организациями для развития материально-технической базы с целью ведения научной и научно-технической деятельности, проведения конкретных фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, научно-технических (экспериментальных) разработок, в том числе на оплату труда научных (научно-педагогических) работников в рамках их выполнения, по направлениям и на условиях, определенных предоставителями гранта.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 2778 грант – финансовые ресурсы, предоставляемые на безвозвратной основе субъекту, ведущему деятельность в сфере культуры, для реализации культурно-художественного проекта.

Нормы ст. 1 Закона № 601 содержат такое определение гранта – денежные средства (финансовые ресурсы), предоставляемые на бесплатной, беспроцентной и безвозвратной основе субъектам хозяйствования и физическим лицам по результатам конкурсного отбора, для реализации программ, проектов, мероприятий, а также для институционной поддержки субъектов издательского дела независимо от формы собственности.

На указанные определения ссылаются и налоговики (см. ИНК ГФСУ от 11.09.2019 г. № 125/6/99-00-07-03-02-15/ІПК, ИНК ГНСУ от 15.11.2019 г. № 1355/6/99-00-07-03-02-15/ІПК, от 05.08.2020 г. № 3207/ІПК/99-00-05-05-02-06, от 13.08.2020 г. № 3347/ІПК/99-00-05-05-02-06, от 18.12.2020 г. № 5260/ІПК/99-00-05-06-02-06, от 19.04.2021 г. № 1592/ІПК/99-00-21-03-02-06).

Для целей налогового учета используется также определение бюджетного гранта из пп. 14.1.2771 НКУ, согласно которому под данным понятием подразумевается целевая помощь в виде средств или имущества, предоставляемых на бесплатной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень предоставителей бюджетных грантов определяется Кабинетом Министров Украины.

Нормативные документы

Процедура привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, в том числе государственной регистрации, мониторинга проектов (программ), аккредитации исполнителей (юридических лиц – нерезидентов) определяется Порядком № 153. Данный норматив регулирует процедуру предоставления большинства международных грантов.

В то же время действие Порядка № 153 не распространяется на проекты (программы), которые:

– финансируются Агентством США по международному развитию согласно п. "c" ст. 7 Соглашения о выполнении задания в сфере развития между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для содействия более прозрачным и подотчетным процессам управления при широком участии граждан и п. "c" ст. 7 Соглашения о выполнении задания в сфере развития между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для содействия устойчивому экономическому развитию на широкой общественной основе как средству обеспечения устойчивой демократии в Украине, – в части определения бенефициара и его участия в процессе привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи;

– направленные на поддержку развития институтов гражданского общества, – в части определения бенефициара и его участия в процессе привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи;

– финансируются Организацией Североатлантического договора (НАТО) согласно Соглашению между Правительством Украины и Организацией Североатлантического договора о статусе Представительства НАТО в Украине.

Процедура предоставления указанных грантов регулируется другими нормативами. В частности, международные научно-технические программы и проекты, выполняемые в рамках международного научно-технического сотрудничества украинскими учеными, а также гранты, предоставляемые в рамках такого сотрудничества, регистрируются согласно Порядку № 1507.

Поскольку большинство грантов подпадает под нормы Порядка № 153, далее рассмотрим положения именно этого документа.

Терминология Порядка № 153

Прежде всего давайте определим основные понятия, употребляемые в Порядке № 153:

грантовое соглашение – соглашение между партнером по развитию или исполнителем и реципиентом о передаче финансовых ресурсов (грантов) в национальной или иностранной валюте в рамках проекта (программы);

международная техническая помощь – финансовые и другие ресурсы и услуги, которые согласно международным договорам Украины предоставляются партнерами по развитию на бесплатной и безвозвратной основе с целью поддержки Украины;

реципиент – резидент (физическое или юридическое лицо), который непосредственно получает международную техническую помощь согласно проекту (программе);

партнер по развитию – иностранное государство, правительство и уполномоченные правительством иностранного государства органы или организации, иностранный муниципальный орган или международная организация, предоставляющие международную техническую помощь в соответствии с международными договорами Украины;

бенефициар – центральный орган исполнительной власти, областная, Киевская городская госадминистрации, к компетенции которых относится формирование и/или реализация государственной политики в соответствующей отрасли или регионе, где предусматривается внедрение проекта (программы), которые заинтересованы в результатах выполнения проекта (программы), исполнительный орган местного самоуправления, юрисдикция которого распространяется на территорию реализации проекта (программы), Секретариат Кабинета Министров Украины, Офис Президента Украины, комитеты и Аппарат Верховной Рады Украины, Национальный банк, Верховный Суд, высшие специализированные суды, Национальное антикоррупционное бюро, Счетная палата, другие государственные органы;

исполнитель – любое лицо (резидент или нерезидент), имеющее письменное соглашение с партнером по развитию или уполномоченным партнером по развитию лицом и обеспечивающее реализацию проекта (программы), в том числе на платной основе;

субподрядчик – любое лицо (резидент или нерезидент), имеющее письменное соглашение с исполнителем или реципиентом, обеспечивающее реализацию проекта (программы) в части или в целом и проводящее процедуры закупки за счет средств международной технической помощи в рамках проекта (программы).

Виды международной технической помощи

Международная техническая помощь может привлекаться в виде (п. 3 Порядка № 153):

– любого имущества, необходимого для обеспечения выполнения задач проектов (программ), которое ввозится или приобретается в Украине;

– работ и услуг;

– прав интеллектуальной собственности;

– финансовых ресурсов (грантов) в национальной или иностранной валюте;

– прочих ресурсов, не запрещенных законодательством, в том числе стипендий.

Государственная регистрация проектов

В п. 12 Порядка № 153 указано, что государственная регистрация проектов и программ (далее – проектов) является основанием для аккредитации их исполнителей, а также реализации права на получение соответствующих льгот, привилегий, иммунитетов, предусмотренных законодательством и международными договорами Украины.

Для государственной регистрации проектов реципиент и партнер по развитию или уполномоченное партнером по развитию лицо подают в Секретариат Кабмина Украины в электронном и бумажном виде документы, указанные в п. 14 Порядка № 153.

Согласно п. 16 Порядка № 153 Секретариат КМУ рассматривает представленные всеми заявителями проекта документы в течение 10 рабочих дней начиная со дня поступления документов, указанных в п. 14 Порядка № 153, и принимает решение относительно проведения государственной регистрации проекта.

В соответствии с п. 18 Порядка № 153 государственная регистрация проекта подтверждается регистрационной карточкой проекта (программы), составленной по форме согласно приложению 1 к Порядку № 153, которая выдается заявителю с направлением копии бенефициару в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о проведении государственной регистрации проекта.

Одновременно с выдачей регистрационной карточки проекта производится соответствующая запись в реестре проектов (программ) международной технической помощи и размещается план закупки на Едином веб-портале органов исполнительной власти.

Проекты подлежат перерегистрации в случае изменения партнера по развитию, исполнителей, реципиентов, бенефициара, их наименования, названия, целей, содержания, сметной стоимости, сроков выполнения проекта, представления плана закупки (п. 21 Порядка № 153).

Согласно п. 23 Порядка № 153 в случае возникновения необходимости в реализации права на налоговые льготы, предусмотренные законодательством и международными договорами Украины, Секретариат КМУ направляет в пятидневный срок после регистрации проекта ГНС и Гостаможслужбе копию регистрационной карточки проекта и копию плана закупки в электронном виде в целях информирования о наличии налоговых льгот, предусмотренных законодательством и международными договорами Украины в рамках реализации проектов.

Исполнитель и субподрядчик, реализующие право на налоговые льготы, предусмотренные законодательством и международными договорами Украины, ежемесячно до 20 числа составляют и подают в письменном и электронном виде органу ГНС, в котором состоят на учете в качестве налогоплательщиков, информационное подтверждение по форме согласно приложению 8 к Порядку № 153. В случае если исполнителем выступает юридическое лицо – нерезидент, не состоящее на учете в качестве налогоплательщика, информационное подтверждение подается в письменном и электронном виде органу ГНС по адресу аккредитации такого лица на территории Украины и в копии – Секретариату КМУ.

Исключения представляют договоры, связанные с выполнением работ по подготовке к снятию и снятию энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. Реципиент, реализующий право на налоговые льготы в рамках проведения операций по таким договорам ежемесячно до 20 числа подает в письменном и электронном виде органу ГНС, в котором состоит на учете в качестве налогоплательщика, информационное подтверждение по форме в соответствии с приложением 9 к Порядку № 153.

Аккредитация исполнителей (юридических лиц – нерезидентов)

Для аккредитации исполнителей (юридических лиц – нерезидентов) Секретариату КМУ подаются документы, указанные в п. 30 Порядка № 153. Аккредитация исполнителя подтверждается свидетельством по форме согласно приложению 4 к Порядку № 153 (п. 33 Порядка № 153). Свидетельство об аккредитации исполнителя международной технической помощи выдается на срок действия договора (контракта) или проекта (программы).

К сведению! Согласно п. 34 Порядка № 153 такое свидетельство считается:

– подтверждением статуса исполнителя как обеспечивающего реализацию проекта в соответствии с положениями международного договора Украины;

– основанием для обращения в установленном порядке в целях изготовления специальных печатей и штампов исполнителя, открытия соответствующих специальных счетов в банках, сведения о которых включены в Государственный реестр банков, используемых для внедрения проектов, получения специальных служебных карточек и номерных знаков транспортных средств для исполнителей и их иностранных работников, других направленных на реализацию проекта действий, предусмотренных законодательством.

Использование международной технической помощи

В п. 43 Порядка № 153 указано, что реципиент обеспечивает целевое использование международной технической помощи при реализации проектов. Реципиент обеспечивает зачисление на баланс материальных ценностей, поступивших в рамках проектов, в течение 10 календарных дней (п. 44 Порядка № 153).

Реципиент обеспечивает обнародование на своем веб-сайте или в средствах массовой информации сведений о:

– получении любого имущества, необходимого для обеспечения выполнения задач проектов, которое ввозится или приобретается на таможенной территории Украины, – в течение 10 календарных дней с даты зачисления его на баланс;

– заключении грантового соглашения – в течение 10 календарных дней с даты вступления им в силу.

Учет использованных средств, предоставляемых в рамках международной технической помощи в виде финансовых ресурсов (грантов), ведет реципиент, а бенефициар по результатам мониторинга согласно приложению 3 к Порядку № 153 осуществляет надзор за целевым использованием международной технической помощи.

В соответствии с п. 46 Порядка № 153 бенефициар поднимает:

– перед реципиентом – вопрос по устранению нарушений в случае выявления нецелевого использования им международной технической помощи в ходе реализации проекта;

– перед исполнителем – вопрос по устранению нарушений в случае выявления ненадлежащей реализации им проекта международной технической помощи.

В случае если нарушение не было устранено в определенные бенефициаром сроки, бенефициар обязан подать Секретариату КМУ предложения по приостановлению реализации проекта до устранения реципиентом и/или исполнителем выявленных нарушений либо в случае невозможности устранения выявленных нарушений – об аннулировании решения о государственной регистрации проекта, что влечет за собой прекращение проекта.

Мониторинг проектов

Секретариат КМУ вместе с бенефициаром и уполномоченными представителями партнера по развитию (по согласию) в ходе реализации проекта осуществляют текущий мониторинг и на заключительном этапе реализации – заключительный мониторинг. Для обеспечения текущего мониторинга реципиент подает бенефициару документы, приведенные в п. 25 Порядка № 153.

По нормам п. 26 Порядка № 153 для обеспечения заключительного мониторинга реципиент представляет бенефициару результаты заключительного мониторинга по форме в соответствии с приложением 3 к Порядку № 153. Причем непредставление реципиентом бенефициара или бенефициаром Секретариату КМУ документов, указанных в п. п. 25 и 26 Порядка № 153, равнозначно неудовлетворительному внедрению проекта.

Также на эту тему читайте статьи:

 "Гранты: особенности обложения НДС";

"Гранты: проблемные новации в налогообложении Закона № 962".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 601Закон Украины "О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине" от 06.03.2003 г. № 601-IV.

3. Закон № 848Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" от 26.11.2015 г. № 848-VIII.

4. Закон № 2778Закон Украины "О культуре" от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

5. Порядок № 153 – Порядок привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 153.

6. Порядок № 1507 – Порядок регистрации международных научно-технических программ и проектов, выполняемых в рамках международного научно-технического сотрудничества украинскими учеными, а также грантов, предоставляемых в рамках такого сотрудничества, утвержденный приказом Министерства образования и науки Украины от 20.11.2017 г. № 1507.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua