Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
"О бенефициарах замолвите слово", или Десять топовых ответов о раскрытии фактических собственников бизнеса
Елена Гармай, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Кампания по раскрытию конечных бенефициаров вышла на финишную прямую, поэтому самое время убедиться в надлежащем соблюдении субъектами хозяйствования законодательных требований касаемо данного вопроса.

Даже несмотря на свою "непрофильность", тема раскрытия фактических собственников почти год удерживает лидерские позиции в запросах бухгалтерского сообщества. Итак, сегодня мы вернемся к ней снова.

Кто такие бенефициары

Прежде всего давайте припомним само законодательное определение (также см. статью "Представляем сведения о конечных бенефициарах в 2020 году"):

Конечный бенефициарный собственник – любое физическое лицо, оказывающее решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или на физическое лицо, от имени которой проводится финансовая операция.

(п. 30 ст. 1 Закона № 361)

Соответственно, ключевые характеристики для идентификации конечного бенефициарного собственника (КБС):

им может быть исключительно физическое лицо и

исключительно в случае, если такое лицо фактически принимает управленческие решения. При это не имеет значения "формализованность" подобных полномочий.

Рис. 1

Таким образом, понятие "Конечный бенефициар" не является тождественным понятию "Собственник". Ведь собственником – учредителем предприятия может быть и юридическое лицо. Более того, даже единственный учредитель предприятия – физлицо может не быть конечным бенефициаром, если он действует под влиянием другого лица.

Соответственно, для определения конечного бенефициара в случае с учредителем-юрлицом необходимо "раскрутить" всю цепочку владения именно до того физлица, которое оказывает решающее влияние. В случае же с единственным учредителем определение конечного бенефициара также включает "тестирование" на его самостоятельность в принятии ключевых бизнес-решений.

Признаки же осуществления прямого / косвенного решающего влияния приведены в п. 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 361:

Признаками осуществления косвенного решающего влияния на деятельность является как минимум владение физическим лицом долей в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица через связанных физических или юридических лиц, трасты или другие подобные правовые образования, либо осуществление решающего влияния путем реализации права контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами или их долей, права получения доходов от деятельности юридического лица, траста или другого подобного правового образования, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершения сделок, позволяющих определять основные условия хозяйственной деятельности юридического лица, или деятельности траста либо другого подобного правового образования, принимать обязательные к исполнению решения, оказывающие решающее влияние на деятельность юридического лица, траста или другого подобного правового образования, независимо от формального владения.

При этом КБС не может быть лицо, которое только формально владеет 25 % и более уставного капитала, но является коммерческим агентом, номинальным собственником или номинальным держателем, или только посредником по такому праву.

Приведенная норма Закона № 361 устанавливает, что непосредственное наличие во владении физического лица доли в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица не является обязательным условием, позволяющим определить принадлежность физического лица к КБС.

То есть КБС может быть и физическое лицо, которое не владеет долей в размере 25 или более % уставного (складочного) капитала компании, но которое имеет возможность, в частности, оказывать решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность компании способом, определенным указанной нормой Закона № 361. Например:

• распоряжаться активами;

• получать дивиденды;

• оказывать решающее влияние на формирование состава и/или результаты голосования органов управления, на совершение сделок, определяющих основные условия хозяйственной деятельности юридического лица.

Таким образом, определять факт косвенного решающего влияния в каждом конкретном случае следует с учетом особенностей создания и деятельности юридического лица, его структуры собственности, отношений совладельцев и т. п.

Кто обязан раскрыть своих бенефициаров

"Бенефициарное" законодательство, в т. ч. его "финмониторинговые" первоисточники, предъявляют среди прочего требование подавать сведения о бенефициарах ко всем, кто не указан в числе освобожденных ч. 2 ст. 9 Закона № 755 от такой обязанности:

• политические партии и их структурные образования;

• профессиональные / творческие союзы и их объединения;

• организации работодателей и их объединений;

• адвокатские объединения;

• торгово-промышленные палаты;

• объединения совладельцев многоквартирных домов;

• религиозные организации;

• государственные органы, органы местного самоуправления, их ассоциации;

• государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации.

Исключительный характер данного перечня позволяет сделать вывод, что все остальные субъекты от такой обязанности не освобождены и обязаны раскрывать своих бенефициаров.

Рис. 2

Подробно аргументацию такого вывода мы приводили в материале "Представительство нерезидента без права юридического лица: необходимо ли подавать информацию о бенефициарах?".

Также следует отметить, что обновить информацию в период с 11 июля по 10 октября необходимо всем, независимо от того, актуальная или нет информация содержится о них в ЕГР (см. письмо Минюста от 09.07.2021 г. № 32032/8.4.4/32-21).

По поводу же того, кто именно на предприятии должен это сделать, в Минюсте отметили:

...от имени юридического лица документы государственному регистратору подает уполномоченный представитель. Пакет документов, который представляется для государственной регистрации в соответствии с частью пятой статьи 17 Закона о регистрации, в зависимости от оснований его представления может подаваться разными по своей правовой природе заявителями. Это может быть как уполномоченный представитель юридического лица – в случае представления документов на основании решения общего собрания участников общества, так и наследник участника – в случае подачи заявления о вступлении в общество и т. п.

(письмо Минюста от 29.07.2020 г. № 179/8.4.4/32-2)

Кому раскрывают бенефициаров

Информация о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности подается только государственному регистратору. В свою очередь, госрегистраторы позаботятся о размещении таких сведений в Госреестре (п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755).

Рис. 3

А поскольку такая информация используется и для других целей, в частности для налогообложения, все остальные контролеры должны черпать соответствующие сведения уже непосредственно из Реестра, а не требовать их каждый раз от предприятия.

Об определении бенефициара для налоговых целей узнайте из материала "Роялти: как определить бенефициарного получателя".

Когда необходимо подавать информацию

Сведения о бенефициарах представляются в два этапа (см. также материал "Раскрытие бенефициаров: формы, разъяснения и примеры от регуляторов").

"Первая волна" предусматривает единоразовое предоставление сведений о бенефициарах всеми действующими субъектами хозяйствования и в составе пакета документов на проведение государственной регистрации.

В дальнейшем такие сведения необходимо ежегодно подтверждать. Предельная же дата для этого у каждого предприятия будет своя, а именно – дата его госрегистрации, от которой следует отсчитать 14 календарных дней.

Рис. 4

Соответственно, первый раз раскрытие бенефициаров необходимо провести до 10.10.2021 и потом подтверждать каждый год в течение двух недель с даты "рождения" субъекта хозяйствования.

Вообще, юрлица обязаны поддерживать информацию о конечном бенефициарном собственнике и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее, а также уведомлять госрегистратора обо всех изменениях.

Об изменениях необходимо сигнализировать в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения с приобщением соответствующих документов в их подтверждение.

И даже при отсутствии изменений в структуре собственности и в информации о конечном бенефициаре юрлицо все равно обязано уведомлять об этом госрегистратора при проведении госрегистрации любых других изменений к сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГР (ч. 22 ст. 17 Закона № 755).

Сколько стоит раскрытие

Административный сбор не взимается при предоставлении государственному регистратору информации о КБС в объеме, определенном Законом № 755, в течение трех месяцев со дня вступления в силу Положения № 163.

То есть если подавать информацию только по КБС и вложиться в период с 11 июля по 10 октября, то это "удовольствие" будет бесплатным (см. письмо Минюста от 11.06.2021 г. № 5178/8.4.4/32-21).

Также без подтверждения уплаты админсбора можно обойтись, если у юридического лица есть необходимость внести изменения в сведения о своем обособленном подразделении или перейти на деятельность на основании модельного устава. Тогда в форме заявления о государственной регистрации юридического лица заявитель в блоке "Стан відомостей про кінцевого бенефіціарного власника" может выбрать поле "потребують оновлення" (в частности, и в связи с отсутствием в Едином государственном реестре сведений по КБС или необходимостью обновить их в связи с определенными изменениями) и заполнить соответствующие страницы заявления с обновленными данными о таком КБС (см. письмо Минюста от 29.07.2020 г. № 179/8.4.4/32-20).

Рис. 5

Подавать "бенефициарные обновления" можно как отдельно, так и при совершении других регистрационных действий, в ходе осуществления которых предусмотрено представление документов для установления сведений о КБС. Однако в таком случае регистрационный сбор подлежит уплате на общих основаниях (письмо Минюста от 23.04.2020 г. № 3887/8.4.4/32-20).

Как раскрыть информацию

Структура собственности утверждена Положением № 163. По сути, она является схематическим изображением, на котором представлены все лица, прямо или опосредованно владеющие юридическим лицом самостоятельно либо совместно с другими лицами. Такая структура готовится в произвольной форме.

Рис. 6

В структуре собственности указывается размер участия каждого из собственников, а также лица, которые независимо от формального владения имеют возможность значительного влияния на руководство или деятельность юридического лица. Кроме того, необходимо привести описание оказания и характер решающего влияния конечного бенефициара на деятельность юридического лица.

В случае если сведения по КБС четко не прослеживаются по данным ЕГРПОУ, к схематическому изображению следует также приложить официальные документы, подтверждающие возможность оказывать такое решающее влияние.

Минфин разработал образцы схематического изображения структуры собственности для разных моделей "бенефициарства". И именно в Минфин можно обращаться за разъяснениями в случае возникновения сложностей с составлением такого документа.

Технологическое описание процедуры предоставления сведений приведено в приложении к письму Минюста от 09.07.2021 г. № 32032/8.4.4/32-21.

Кроме образцов от Минфина, предприятия могут "подсмотреть" примеры формирования структуры собственности у тех субъектов, для которых такая обязанность была определена намного раньше, а именно:

• предоставителей финансовых услуг (Постановление № 30);

• банков (Постановление № 328);

• телерадиоорганизаций и провайдеров (Решение № 2).

Какие документы прилагаются в подтверждение информации

Для обновления в Едином государственном реестре сведений о КБС государственному регистратору необходимо подать:

<...>

– заявление о государственной регистрации юридического лица (кроме общественных формирований и органов власти) – форма 2, или заявление о государственной регистрации юридического лица – общественного формирования – форма 4;

– структуру собственности по форме и содержанию согласно Приказу о структуре собственности;

– извлечение, выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра и т. п., подтверждающие регистрацию юридического лица – нерезидента в стране его местонахождения, – в случае, если учредителем юридического лица выступает юридическое лицо – нерезидент;

– нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность лица, являющегося КБС юридического лица, – для физического лица – нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра, – для физического лица – резидента.

(письмо Минюста от 11.06.2021 г. № 5178/8.4.4/32-21)

Однако если в качестве документа, удостоверяющего личность КБС, являющегося физическим лицом – резидентом, выступает паспорт гражданина Украины в форме книжечки, то необходимо представить его нотариально заверенную копию (страницы, на которых указаны реквизиты документа и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому он выдан). Об этом Минюст напоминал еще в письме от 19.05.2020 г. № 107/8.4.4/32-20.

Рис. 7

При заполнении соответствующей формы заявления для обновления сведений по КБС в ЕГР, на первой странице в разделе "Стан відомостей про кінцевого бенефіціарного власника юридичної особи" необходимо поставить отметку напротив "відомості потребують оновлення" и заполнить страницу 2 заявления. Если лиц, являющихся КБС, больше одного, заполнить следует соответствующее количество листов страницы 2 заявления. При этом в поле "Відомості про кінцевого бенефіціарного власника юридичної особи" необходимо проставить соответственно символ и число "№ 1", "№ 2" и т. д.

Отметим, документы, выданные согласно законодательству иностранного государства, должны быть легализованы (консульская легализация или проставление апостиля). К тому же документ, изложенный на иностранном языке, должен быть переведен на государственный язык с засвидетельствованием правильности перевода с одной языка на другой или подписи переводчика (ст. 15 Закона № 755).

Также необходимо обратить внимание, что Законом № 755 не определяется срок действия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица – нерезидента в стране его местонахождения, а также нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность лица, являющегося КБС (см. письмо Минюста от 11.06.2021 г. № 5178/8.4.4/32-21).

Как исправить ошибки

В общем, в рамках поддержания информации в актуальном состоянии в течение 30 рабочих дней со дня возникновения изменений относительно конечного бенефициарного собственника и структуры собственности соответствующие сведения необходимо подавать госрегистратору (см. разъяснение Межрегионального управления Минюста).

Однако в случае выявления юрлицом неполноты либо неточности или ошибок в ранее предоставленной госрегистратору информации о конечном бенефициаре и структуре собственности он не позднее трех рабочих дней со дня их выявления должен повторно подать откорректированные сведения (ч. 23 ст. 17 Закона № 755).

Рис. 8

Зачем раскрывать бенефициаров

Вся эта "эпопея" с бенефициарами – последствие нормирования в сфере финмониторинга (см. материал "Финмониторинг-2020: ознакомляемся с новыми правилами").

Рис. 9

Также информация о бенефициарах входит в перечень открытых данных согласно Приказу № 2640/5).

Далее украинский реестр "вливается" в Глобальный реестр бенефициарных собственников, который создается в рамках международного проекта OpenOwnership. Соответствующие обязательства в рамках международного сотрудничества Украина взяла на себя еще в 2017 году (Постановление № 339).

Что будет за игнорирование "бенефициарных" требований

За непредоставление или несвоевременное предоставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике либо о его отсутствии или документов для подтверждения сведений о конечном бенефициаре юрлица предусмотрен штраф в размере от 17000 до 51000 грн (от 1000 до 3000 НМДГ).

Рис. 10

Поскольку подписывается структура собственности только руководителем (без главбуха), то и штрафовать за это будут именно директора или другое лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (ч. 6 ст. 16611 КУпАП).

P.S. Бенефициарные мифы и легенды

В заключение предлагаем рассмотреть наиболее распространенные поводы для споров по бенефициарным вопросам.

Необходимо ли подавать, если в 2021 году уже проводилась актуализация по другому поводу?

Да, подавать бенефициарные сведения необходимо именно в период с 11 июля по 10 октября, даже если до 11 июля сведения о КБС в ЕГР были в актуальном состоянии (см. письмо Минюста от 09.07.2021 г. № 32032/8.4.4/32-21).

Можно ли не подавать информацию в случае отсутствия КБС?

Нет, сведения об отсутствии КБС подаются в общем порядке. При этом необходимо привести обоснование невозможности определить КБС в структуре собственности. Сориентироваться в такой ситуации поможет Пример 15 из образцов составления схематического изображения структуры собственности.

Можно ли не подавать, если имеется только один учредитель-физлицо?

Нет, такое послабление пока лишь рассматривается. Однако формально требование раскрывать своих КБС, даже если он единоличный, продолжает действовать в отношении всех без исключения субъектов хозяйствования.

К этому добавим, что подобное положение уже было в Законе № 755, однако его исключили, на что обращал внимание Минюст в письме от 23.04.2020 г. № 3887/8.4.4/32-20. И в дискуссиях нынешнего года Минфин настаивает на нецелесообразности такого шага, как освобождение от предоставления сведений структур "с одной ячейкой". Ведь в таком случае будет непонятно, с чем связано отсутствие информации по КБС – с тем, что имеет место только один КБС в структуре собственности, или с тем, что по определенным причинам происходит нарушение требований по предоставлению сведений.

Был ли продлен срок предоставления сведений?

Нет, пока инициатива продлить подачу информации о КБС до июля 2022 года, как и предыдущая об освобождении от предоставления "единоличных" предприятий, остается на уровне законопроекта от 17.07.2021 г. № 5807. Следовательно, действующий конечный срок предоставления – 10 октября 2021 г.

Материал предоставлено Вестник МСФО 

1. КУоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон № 361 Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 06.12.2019 г. № 361-IX.

3. Закон № 755Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" от 15.05.2003 г. № 755-IV.

4. Постановление № 30постановление НБУ "Об утверждении Положения о требованиях к структуре собственности предоставителей финансовых услуг" от 14.04.2021 г. № 30.

5. Постановление № 328постановление НБУ "Об утверждении Положения о порядке представления сведений о структуре собственности банка" от 21.05.2015 г. № 328.

6. Постановление № 339постановление КМУ "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2016 г. № 593" от 18.05.2017 г. № 339.

7. Положение № 163 – Положение о форме и содержании структуры собственности, утвержденное приказом Минфина от 19.03.2021 г. № 163.

8. Решение № 2решение Нацсовета по вопросам телевидения "Об утверждении Порядка представления телерадиоорганизациями и провайдерами программной услуги информации о структуре собственности и соответствующих форм документов телерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги" от 21.01.2016 г. № 2.

9. Приказ № 2640/5приказ Минюста "О внесении изменений в Перечень информации, подлежащей обнародованию в форме открытых данных, распорядителем которой является Министерство юстиции Украины" от 26.07.2021 г. № 2640/5.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua