Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Проблемные вопросы в интернет-торговле: правовые основания для возврата товаров
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Одним из рисков продажи в интернет-торговле является высокая вероятность возврата покупателем полученных товаров. Ведь только в момент получения товара покупатель может его осмотреть или примерить. Кроме того, в таких случаях возникает вопрос по поводу оплаты стоимости доставки покупки, которая так и не произошла. Ввиду этого продавец старается такие случаи минимизировать. Итак, в нашей публикации мы расскажем о правовых основаниях для возврата товаров в интернет-торговле.

Общие моменты

Особенности заключения электронных сделок, которые применяются в интернет-торговле, указаны в Законе № 675 (см. об этом статью "Интернет-торговля: организационные моменты"). Так, положениями ч. 11 ст. 11 Закона № 675 предусматривается, что покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или другого документа в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар.

Подтверждение совершения электронной сделки должно содержать следующие сведения:

условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы или предоставления услуги;

– наименование продавца (исполнителя, поставщика), его местонахождение и порядок приема претензии относительно товара, работы, услуги;

– гарантийные обязательства и информацию о других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара или с выполнением работы или предоставлением услуги;

– порядок расторжения договора, если срок его действия не определен.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 675 права и обязанности покупателя (заказчика, потребителя) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции определяются Законом № 1023. При этом покупатель (заказчик, потребитель) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции по объему своих прав и обязанностей приравнивается к потребителю в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений и при заключении договора на расстоянии согласно Закону № 1023.

Договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем с помощью средств дистанционной связи, относится к договору, заключенному на расстоянии (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 1023).

Вместе с тем договором, заключенным вне торговых или офисных помещений, является договор, заключенный с потребителем лично в месте ином, нежели торговые или офисные помещения продавца (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 1023).

Следовательно, торговля в интернет-магазине соответствует понятию договора, заключенному на расстоянии. Порядок возврата товара по таким договорам регламентируется нормами ст. 13 Закона № 1023.

Так, потребитель имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления продавца (исполнителя) об этом в течение 14 дней с момента (ч. 4 ст. 13 Закона № 1023):

1) подтверждения информации либо

2) получения товара или первой поставки товара.

В случае если услуга предоставляется средствами дистанционной связи и оплачивается через оператора телекоммуникационных услуг, потребитель может расторгнуть договор в течение 14 дней с момента его заключения.

Если подтверждение информации не соответствует требованиям ч. 3 ст. 13 Закона № 1023 (информация не подтверждена в письменной форме или с помощью электронного сообщения), то срок, в течение которого потребитель имеет право расторгнуть договор, составляет 90 дней с момента получения такой информации, либо при продаже материальных вещей – с момента получения товара или первой поставки товара. Если в течение данного срока подтверждение информации было исправлено, потребитель имеет право расторгнуть договор в течение 14 дней с момента получения исправленного подтверждения.

При продаже материальных вещей их возврат также свидетельствует о расторжении договора.

Ситуация 1: возврат товара надлежащего качества

По нормам ч. 1 ст. 9 Закона № 1023 потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или ввиду других причин не может быть им использован по назначению.

Обмен товара надлежащего качества осуществляется, если он не использовался и сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром, или воспроизведенный на дисплее программного регистратора расчетных операций (дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций) QR-код, позволяющий потребителю осуществить его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных, или отправленный электронный расчетный документ на предоставленный потребителем абонентский номер или адрес электронной почты.

Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право (ч. 2 ст. 9 Закона № 1023):

– приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перечислением стоимости или

– расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или

– произвести обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу уведомить об этом потребителя, требующего обмена товара.

Аналогичные нормы указаны и в ч. 1 ст. 707 ГКУ.

Примите к сведению: к интернет-магазину вышеуказанные нормы можно применить с предостережением, поскольку, как правило, товары в таких магазинах продают по акциям в течение ограниченного срока. Поэтому интернет-магазин или возвращает деньги, или зачисляет сумму за возврат на лицевой (персональный) счет покупателя как предоплату за другой товар.

В таком случае в заявлении о возврате делается отметка, что деньги зачисляются как предоплата в понимании ст. 693 ГКУ. При этом покупатель соглашается, что на основании ст. 604 ГКУ (новация) обязательство по договору купли-продажи товара, подлежащего возврату, прекращается и заменяется на обязательство по купле-продаже товара, который выберет покупатель в дальнейшем. По отдельному письменному заявлению эта предоплата подлежит возврату в течение 3 лет.

Стоит также обратить внимание, что для дистанционной торговли сроки возврата денежных средств при расторжении договора Законом № 1023 не установлены. Из указанных в данном Законе сроков для этой ситуации более всего подходит возврат денежных средств в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений. Ведь на нормы ст. 12 Закона № 1023 предоставлена ссылка в его ст. 13. Правда, там не упоминается норма ч. 4 ст. 12 Закона № 1023, регулирующая срок возврата денег продавцом (очевидно, из-за упущения законодателей), а в ст. 13 Закона № 1023 такие сроки не указаны.

Исходя из системного прочтения Закона № 1023, напрашивается вывод, что продавец (исполнитель) должен вернуть уплаченные деньги без задержки не позднее 30 дней с момента, когда потребитель уведомил о расторжении договора. Потребитель имеет право не возвращать продукцию или результаты работы либо услуги до момента возврата ему уплаченной им суммы денег (ч. 4 ст. 12 Закона № 1023). Такие же сроки для возврата денег установлены и в п. п. 1.7, 1.10 Правил № 103.

Положения ч. 9 ст. 12 Закона № 1023, применяющиеся и к дистанционной торговле в интернет-магазине, предписывают: если, вопреки требованиям этой статьи, в течение установленных сроков продавец (исполнитель) не осуществляет возврат уплаченной суммы денег за продукцию при расторжении договора, потребителю выплачивается неустойка в размере 1 % стоимости продукции за каждый день задержки возврата денег. Аналогичная норма зафиксирована также в п. 1.13 Правил № 103.

В соответствии с нормами ч. 5 ст. 12 Закона № 1023 и п. 1.10 Правил № 103, которые применяются и к дистанционной торговле, любые расходы, связанные с возвратом продукции, возлагаются на продавца (исполнителя). Продавец (исполнитель) должен возместить расходы потребителя в связи с возвратом продукции.

При расторжении договора, заключенного вне торговых или офисных помещений, обязанность потребителя хранить у себя продукцию прекращается по истечении 60 дней после ее получения. Если продавец (исполнитель) не принимает меры для возврата ее себе в течение указанного периода, такая продукция переходит в собственность потребителя без возникновения обязательства по оплате ее стоимости.

На практике эти нормы нарушаются. Только некоторые интернет-магазины соглашаются компенсировать расходы покупателя на возврат товара, да и то в случае возврата товара ненадлежащего качества.

Вместе с тем в указанной норме не обусловлено, что продавец компенсирует расходы на доставку только при возврате товара ненадлежащего качества. Поэтому осведомленные покупатели могут настаивать на выплате компенсации расходов на доставку, в т. ч. и в судебном порядке.

При каких условиях товар возврату не подлежит?

В первую очередь стоит отметить, что перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату) на основаниях, указанных в ст. 9 Закона № 1023, значится в приложении 3 к Постановлению № 172.

Кроме того, если иное не предусмотрено договором, потребитель не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, если (ч. 5 ст. 13 Закона № 1023):

1) предоставление услуги или поставка товара электронными средствами связи с согласия потребителя произошли до истечения срока расторжения договора, определенного в ч. 4 ст. 13 Закона № 1023, о чем потребителя уведомили в подтверждении информации;

2) цена товара или услуги зависит от котировок на финансовом рынке, т. е. вне контроля продавца;

3) договор касается изготовления или переработки товара на заказ потребителя, т. е. если товар не может продаваться другим лицам или может продаваться только с существенными финансовыми потерями для продавца (исполнителя);

4) потребитель открыл аудио- или видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, которые поставляются запечатанными;

5) договор касается доставки периодических изданий;

6) договор касается лотерей или других азартных игр.

Ситуация 2: возврат товара ненадлежащего качества

В ч. 1 ст. 6 Закона № 1023 говорится, что продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции.

Производитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, предусмотренного нормативно-правовым актом или установленного им по договоренности с потребителем, а при отсутствии такого срока – в течение 10 лет.

Производитель (исполнитель) обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт продукции, а также ее выпуск и поставку для предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт, в необходимом объеме и ассортиментах запасных частей в течение всего срока ее производства, а после снятия с производства – в течение срока службы, при отсутствии такого срока – в течение 10 лет (ч. 5 ст. 6 Закона № 1023).

Гарантийный срок указывается в паспорте на продукцию или любом другом документе, прилагаемом к продукции (ч. 2 ст. 7 Закона № 1023). Гарантийные обязательства в любом случае включают также какие-либо обязательства производителя (исполнителя) или продавца, предусмотренные рекламой.

Для продукции, потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ней при продаже, и который является гарантийным сроком (ч. 3 ст. 7 Закона № 1023).

На сезонные товары (одежда, меховые и другие изделия) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, который устанавливается Кабинетом Министров Украины (см. приложение 1 к Постановлению № 172).

Что касается продукции, на которую гарантийные сроки или срок годности не установлен, потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были выявлены в течение 2 лет, а касаемо объекта строительства – не позднее 10 лет со дня передачи их потребителю (ч. 5 ст. 7 Закона № 1023).

При выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать (ч. 1 ст. 8 Закона № 1023):

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;

2) замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.

Вместе с тем требования потребителя, предусмотренные ст. 8 Закона № 1023, не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель (предприятие, удовлетворяющее требования потребителя, установленные ч. 1 ст. 8 Закона № 1023) докажут, что недостатки товара возникли ввиду нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель имеет право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя (ч. 14 ст. 8 Закона № 1023).

Также на эту тему читайте статьи:

"Интернет-торговля: особенности электронных сделок";

"Интернет-торговля: налоговый учет";

"Интернет-торговля: расчеты через РРО/ПРРО";

"Интернет-торговля: когда можно не применять РРО / ПРРО и платежные терминалы";

"Интернет-торговля: бухгалтерский учет";

"Проблемные вопросы в интернет-торговле: учет торговли в рассрочку";

"Проблемные вопросы в интернет-торговле: способы торговли в рассрочку";

"Проблемные вопросы в интернет-торговле: учет возврата товаров";

"Проблемные вопросы в интернет-торговле: применение РРО".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua