Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Металлолом на предприятии: учет отходов
Олег Дъяконов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

На многих производственных предприятиях образовывается металлолом. Как правило, это отходы производства и брак. Иногда в металлолом превращаются и некоторые основные средства. В настоящей статье рассмотрим, как показать в учете металлолом, являющийся отходами производства.

Какими могут быть отходы производства

Отходы – любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их собственник избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления (ст. 1 Закона № 187/98).

То есть к отходам относят те материальные активы, которые в определенной степени утратили потребительские свойства. Если же материалы, образовавшиеся при производстве продукции, могут быть использованы повторно в производстве для тех же целей, отходами они не считаются.

Для учетных целей отходы делятся по возможности дальнейшего использования на:

1) возвратные – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и прочих видов материальных ценностей, которые образовались в процессе производства продукции (работ, услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства исходного материала (химические и физические) и в связи с этим используются с повышенными расходами (снижением выхода продукции) или совсем не используются по прямому назначению;

2) безвозвратные – отходы, которые не могут быть использованы или реализованы.

В металлолом, как правило, сдаются именно возвратные отходы.

Кроме того, по нормам образования отходы делятся на:

нормативные – запланированные отходы, без которых невозможно обойтись при изготовлении продукции;

сверхнормативные – отходы, превышающие нормы, установленные технологией производства, и образовывающиеся в связи с: нарушение технологии производства, требований нормативно-технической документации на производственное оборудование, недостаточной квалификацией рабочих и т. п.

Нормы образования отходов могут быть указаны во внутриотраслевых документах, ДСТУ, технических условиях или технических регламентах. Если же подобные нормативы отсутствуют, предприятию необходимо утвердить их самостоятельно локальным внутренним актом (приказом по предприятию).

Оценка возвратных отходов

Согласно п. 12 НП(С)БУ 16 прямые материальные расходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства, которые оцениваются в порядке, изложенном в п. 11 НП(С)БУ 16. Следовательно, возвратные отходы, которые сдаются на металлолом, оцениваются по справедливой стоимости.

Порядок определения справедливой стоимости возвратных отходов зависит от того, требуется ли им переработка перед реализацией. Как правило, отходы сдаются на металлолом без переработки. В таком случае справедливой стоимостью считается цена реализации за вычетом расходов на реализацию и суммы надбавки (прибыли), исходя из надбавки (прибыли) для аналогичной готовой продукции и товаров (п. 3.1 приложения к НП(С)БУ 19).

Решение о порядке оценки возвратных отходов принимается руководителем предприятия. Оценку отходов может провести ответственное лицо или специальная комиссия, созданная на предприятии. Такую оценку желательно подтвердить документом в произвольной форме, в котором будет указано, по какой стоимости приходуются возвратные отходы по производству.

Бухгалтерский учет

Возвратные отходы по справедливой стоимости приходуются корреспонденцией Дт 209 "Прочие материалы" – Кт 23 "Производство".

Доход от сдачи возвратных отходов в металлолом показывают в обычном порядке как реализацию прочих оборотных активов на субсчете 712 "Доход от реализации прочих оборотных активов". При этом стоимость проданных возвратных отходов, по которой они отражались в учете, списывается в дебет субсчета 943 "Себестоимость реализованных производственных запасов".

Налог на прибыль

Все плательщики налога на прибыль показывают операции с возвратными отходами исключительно на основании данных бухгалтерского учета. Ведь какие-либо корректировки финансового результата до налогообложения по таким операциям в НКУ не предусмотрены.

НДС

Операция оприходования отходов на учет по НДС не влияет. При реализации отходов (за исключением лома черных и цветных металлов) налоговые обязательства начисляются в общем порядке по ставке 20 % по первому событию, наступившему раньше (п. 187.1 НКУ):

– на дату зачисления средств от покупателя на банковский счет налогоплательщика, а при поставке за наличный расчет – дату оприходования средств в кассе налогоплательщика;

– на дату отгрузки отходов.

На это обращают внимание и контроллеры в разъяснении из категории 101.04 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua).

Временно, до 1 января 2027 года (благодаря Закону № 1914), от обложения НДС освобождаются операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 в соответствии с УКТ ВЭД (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Перечень отходов и лома черных металлов, операции по поставке которых, в том числе операции импорта, временно, до 1 января 2022 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, приведен в приложении 1 к постановлению КМУ от 12.01.2011 г. № 15.

Налоговики в ИНК ГНСУ от 05.10.2021 г. № 3707/ІПК/99-00-21-03-02-06 подчеркивают, что при осуществлении операций по поставке товаров / услуг на дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия о регистрации в порядке, определенном законодательством, квалифицированной электронной подписи уполномоченного плательщиком лица, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных в установленный НКУ срок и предоставить покупателю по его требованию (п. п. 201.1 и 201.10 НКУ).

В случае освобождения от налогообложения в налоговой накладной производится запись "Без ПДВ" со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты), статьи, подразделы, разделы НКУ и/или международного договора, которыми предусмотрено освобождение от обложения налогом (п. 201.3 НКУ).

Согласно п. 17 Порядка № 1307 для операций, подлежащих налогообложению или освобожденных от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные, то есть в случае одновременной поставки одному получателю (покупателю) как налогооблагаемых товаров / услуг, так и освобожденных от налогообложения, поставщик (продавец) составляет отдельные налоговые накладные. В налоговой накладной, составленной на операции по поставке товаров / услуг, освобожденные от обложения налогом на добавленную стоимость, в графе "Складена на операції, звільнені від оподаткування" верхней левой части делается пометка "Без ПДВ".

До 1 января 2022 года начислять "компенсирующие" налоговые обязательства в соответствии с нормами ст. 199 НКУ при поставке металлолома, освобожденного от обложения НДС, не требуется. Это было прямо установлено п. 199.6 НКУ, предусматривающим, что правила ст. 199 НКУ не применяются в случае поставки плательщиком налога отходов и лома черных и цветных металлов, которые образовались у такого плательщика вследствие переработки, обработки, плавления товаров (сырья, материалов, заготовок и т. п.) на производстве, строительстве, разборки (демонтажа) ликвидированных основных фондов и других подобных операций.

С неначислением "компенсирующих" налоговых обязательств по ст. 199 НКУ на освобожденные от обложения НДС операции по поставке лома соглашались и налоговики (см. ИНК ГНСУ от 26.09.2019 г. № 406/6/99-00-07-03-02-15/ІПК, от 11.06.2021 г. № 2378/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 29.09.2021 г. № 3615/ІПК/99-00-21-03-02-06).

Но! С 01 января 2022 г. Законом № 1914 абз. 3 п. 199.6 НКУ исключен. Соответственно, получается, что с этой даты при поставке плательщиком НДС отходов и лома черных и цветных металлов, образовавшихся у такого плательщика вследствие переработки, обработки, плавления товаров (сырья, материалов, заготовок и т. п.) на производстве, строительстве, разборки (демонтажа) ликвидированных основных фондов и других подобных операций, "компенсирующие" обязательства по нормам ст. 199 НКУ уже начисляются.

Учитывая данные изменения, с 01.01.2022 есть больше аргументов и для начисления "компенсирующих" налоговых обязательств по нормам п. 198.5 НКУ.

К тому же существуют консультации, в которых ГНСУ настаивает на начислении на освобожденные от НДС операции по поставке лома черных и цветных металлов "компенсирующих" налоговых обязательств согласно п. 198.5 НКУ (ИНК ГНСУ от 29.09.2021 г. № 3615/ІПК/99-00-21-03-02-06).

У некоторых плательщиков получалось отстаивать свою правоту в суде. Так, в постановлении ВС от 07.07.2021 г. по делу № 540/726/19 кассационный суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций и признал противоправным налоговое уведомление-решение. В данном деле плательщику, который реализовывал металлолом, налоговики доначислили "компенсирующие" налоговые обязательства в соответствии с пп. "б" п. 198.5 НКУ.

Однако судами было установлено, что металлосырье, в связи с приобретением которого уплаченные истцом суммы НДС включались в налоговый кредит, было полностью привлечено в производственный процесс по изготовлению продукции для его дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках его хозяйственной деятельности; технологический процесс такого производства невозможен без отходов в виде металлолома; реализуемый истцом металлолом не приобретался для его использования в необлагаемых операциях; указанные отходы собственного производства истца не могут квалифицироваться как приведенный в пп. "б" п. 198.5 НКУ товар, который приобретался или изготовлялся плательщиком и частично использовался в необлагаемых операциях, что по правилам данной нормы предусматривает перераспределение налогового кредита.

С таким выводом стоит согласиться. При этом, учитывая фискальные новации, внесенные Законом № 1914 в п. 199.6 ПКУ, с 01.01.2022 отстаивать правомерность неначисления "компенсирующих" обязательств по нормам п. 198.5 ПКУ сложнее. Потому ввиду наличия противоположных позиций контролирующих органов по поводу разрешения данного вопроса советуем получить индивидуальную налоговую консультацию на основании ст. 52 НКУ.

Единый налог

В соответствии с п. 292.6 НКУ датой получения дохода плательщика единого налога считается дата поступления средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг).

При этом следует помнить, что согласно нормам п. 291.6 НКУ плательщики единого налога первой – третьей групп обязаны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Таким образом, юридическое лицо – плательщик единого налога определяет доход, облагаемый единым налогом, на дату поступления средств от реализации металлолома либо на текущий счет (в безналичной форме), либо в кассу предприятия (в наличной форме).

Какие документы использовать

Передвижение возвратных отходов внутри предприятия, в частности с цеха на склад, оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

После отмены приказом Госстата Украины от 22.10.2021 г. № 266 приказа Минстата от 21.06.96 г. № 193, которым были утверждены типовые формы первичных учетных документов по учету сырья и материалов, предприятие может применять самостоятельно изготовленные бланки соответствующих первичных документов, в том числе накладной на внутреннее перемещение. При этом такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 996-XIV и п. 2.4 Положения № 88.

Условие:

Предприятие в январе 2022 года получило в процессе производства 500 кг отходов металлолома, который был сдан специализированному предприятию по цене 7,4 грн за 1 кг. Операции по поставке такого металлолома освобождаются от обложения НДС.

Других освобождаемых от налогообложения операций у предприятия за январь 2022 г. не было.

За январь 2022 г. объем освобождаемых от налогообложения операций составил 3700 грн без НДС, объем налогооблагаемых операций – 360000 грн (в т. ч. НДС – 60000 грн). Стоимость арендных услуг за помещение офиса за январь 2022 г. составила 24000 грн с НДС (в т. ч. НДС – 2400 грн).

Решение:

Доля необлагаемых операций за январь 2022 г. составит:

Д = 100 - 300000 / 303700 х 100 = 1,22 %.

"Компенсирующие" налоговые обязательства начисляются по арендной плате согласно нормам ст. 199 НКУ: 20000 грн х 20 / 100 х 1,22/ 100 = 48,80 грн.

Указанные операции будут отражены следующим образом:

Таблица

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма,
грн

1

Оприходованы отходы (металлолом)

209

23

3700,00

2

Отражен доход от продажи металлолома

361

712

3700,00

3

Отражены расходы по продаже металлолома

943

209

3700,00

4

Получена оплата за металлолом

311

361

3700,00

5

Начислена арендная плата

92

631

20000,00

6

Отражен налоговый кредит по арендной плате (на основании налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных)

641/НДС

631

4000,00

7

Уплачена арендная плата

631

311

24000,00

8

Начислены "компенсирующие" налоговые обязательства

643/1

641/НДС

48,80

Также на эту тему читайте статьи:

"Металлолом на предприятии: учет брака";

"Металлолом на предприятии: ликвидация основных средств".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

3. Закон № 187/98Закон Украины "Об отходах" от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

4. Закон № 1914Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений" от 30.11.2021 г. № 1914-IX.

5. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

6. НП(С)БУ 16 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

7. НП(С)БУ 19 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 "Объединение предприятий", утвержденное приказом Минфина от 07.07.99 г. № 163.

8. Порядок № 1307 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua