Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ФЛП-единщик и РРО/ПРРО – 2022: мифы и реалии
Галина Зубарь, головна редакторка Б&З, ЛІГА:ЗАКОН

Сегодня существует много версий касательно неприменения или применения РРО/ПРРО от различных экспертов и не совсем экспертов. Однако мало кто говорит о существующих подводных камнях, а об этом необходимо говорить, и говорить вслух.

Недавно, чтобы снизить градус "РРО/ПРРО-истерии" к ФЛП со своей ФБ-страницы обратился председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики г. Гетманцев Д. А., который успокоил предпринимателей и, в частности, отметил, что:

– у ФЛП не возникает обязанности по ведению учета первичных документов. ГНС не может требовать от них (за исключением трех рисковых групп) первичные документы;

– предварительное программирование товаров требуется исключительно при реализации подакцизных товаров;

– в селах, магазинах, реализующих неподакцизные товары, применение РРО не требуется. Если в одном и том же магазине реализуются как подакцизные, так и неподакцизные товары, то в таком случае РРО действительно необходимо установить;

– безналичные расчеты за услуги не предусматривают применение РРО;

– до конца карантина действует мораторий на проверки предпринимателей, поэтому стоит использовать это время, чтобы научиться работать с РРО.

Для этого даже был обновлен Перечень № 1336. Более подробно об этом читайте в комментарии "Обновлены условия торговли: без РРО/ПРРО, но с использованием РК и КУРО".

И, с одной стороны, все сказано верно, а вот с другой – не совсем. И не потому, что господин председатель Комитета неправ, а потому, что существуют некоторые "условности", да и у налоговиков иногда имеется собственное мнение. Поговорим об этом ниже.

По поводу отсутствия у ФЛП (за исключением трех рисковых групп) обязанности по ведению учета первичных документов

Прежде всего "счастливчиками" из трех рисковых групп единщиков являются те, кто осуществляет деятельность по реализации:

– технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также

– лекарственных средств и изделий медицинского назначения,

– ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

И корректно здесь говорить не о наличии первички, а о ведении товарного учета по установленным Порядком № 496 правилам и форме.

А к тому же господин председатель Комитета забыл упомянуть еще о двух категориях: ФЛП – плательщиках НДС и ФЛП-общесистемщиках, которые тоже обязаны вести товарный учет при осуществлении расчетных операций. Впрочем, не о них сегодня речь.

Итак, давайте вернемся к теме наличия первички. Ее наличие требуется абз. 1 п. 44.1 НКУ:

Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и прочих показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Согласно п. 44.3 НКУ налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на контролирующие органы, в течение установленных законодательством сроков, но не менее 1095 дней (2555 дней – для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст. ст. 39 и 392 НКУ) со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления – с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности и документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на контролирующие органы, – не менее 1095 дней со дня проведения соответствующей хозяйственной операции (для соответствующих разрешительных документов – не менее 1095 дней со дня завершения срока их действия).

А за нехранение первичных документов предусмотрен штраф по п. 121.1 НКУ:

Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, прочих документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных статьей 44 настоящего Кодекса сроков их хранения и/или непредставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов (кроме документов, полученных из Единого реестра налоговых накладных) или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года применялся штраф за такое же нарушение, – влекут за собой наложение штрафа в размере 2040 гривен.

Если кто-то думает, что это абсолютно не касается ФЛП-единщиков, – вы ошибаетесь, а подтверждением тому является разъяснение из категории 107.05 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua), где налоговики ответили на вопросы, необходимо ли ФЛП – плательщикам ЕН первой – третьей групп хранить первичные документы (в том числе книги учета доходов или книги учета доходов и расходов) и предусмотрена ли ответственность за необеспечение их хранения:

Таким образом, физические лица – предприниматели – плательщики единого налога первой – третьей групп обязаны обеспечить хранение первичных документов, на основании которых ведется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств по налогам и сборам – в случае их уплаты. Такие первичные документы (в том числе Книги) хранятся не менее 1095 дней со дня представления налоговой декларации или другой налоговой отчетности, для составления которой они используются, а в случае ликвидации налогоплательщика документы за период его деятельности не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации, хранившиеся в органе ГНС, в установленном законодательством порядке передаются органом ГНС в архив.

За необеспечение хранения первичных документов к плательщикам единого налога могут применяться штрафы в соответствии с п. 121.1 ст. 121 НКУ, в частности, необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, прочих документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения и/или непредставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов (кроме документов, полученных из Единого реестра налоговых накладных) или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НКУ, – влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года применялся штраф за такое же нарушение, – влекут за собой наложение штрафа в размере 2040 гривен.

Стало быть, "картина маслом", и любые дальнейшие комментарии здесь излишни...

Предполагаем вопрос: а что же делать? Для начала покажите контролерам это видеообращение – возможно, сработает, ведь сам председатель Комитета сказал: "Не нужно". Если же не сработает – готовьте свои кровные, чтобы уплатить штраф в бюджет.

Поэтом наш вам совет: первичка должна быть в наличии у всех ФЛП-единщиков! И выглядеть она может по-разному: чеки РРО/ПРРО, накладные, квитанции и т. п. Друзья, такие "бумажки" должны быть.

По поводу предварительного программирования товаров исключительно при реализации подакцизных товаров

Здесь объективно почти все так. Действительно, на данный момент существует штраф по п. 7 ст. 17 Закона о РРО в размере 300 необлагаемых минимумов доходов граждан – в случае проведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества.

Но существуют определенные модели именно РРО, требующие предварительного программирования товаров, поскольку "экспромт" они технически не способны выполнять.

По поводу работы в селах без РРО/ПРРО при торговле неподакцизным товаром

Действительно, в п. 1 Перечня № 1336 оперативно были внесены изменения (подробнее о них – в комментарии "Обновлены условия торговли: без РРО/ПРРО, но с использованием РК и КУРО".

Но указанная преференция не подлежит применению при наличии хотя бы одного из таких условий:

– такая розничная торговля осуществляется в торговом объекте, в котором также осуществляется торговля подакцизными товарами;

– такие физические лица – предприниматели осуществляют также дистанционную торговлю, в частности через Интернет;

– сельские советы и советы объединенных территориальных общин, созданные согласно закону, приняли решение об обязательном применении на территории села регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций для форм и условий проведения деятельности, определенных в измененном пункте 1 Перечня № 1336.

Согласно измененному п. 2 Постановления № 1336 с 01.01.2022 предельный размер для неприменения РРО/ПРРО для такого вида деятельности определен на уровне не более 167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2022 году это 1085500 грн. – Примеч. авт.), на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров).

То есть, если, скажем, ФЛП продает канцтовары в селе и арендует помещение, а арендодатель часть такого помещения сдал ФЛП – торговцу табаком или алкоголем, то ФЛП, который продает канцтовары и не желает / не может применять РРО/ПРРО, должен просто собрать свои вещи и искать себе новое помещение.

Однако это не все "плюшки" неприменения РРО/ПРРО. Мы уже указывали об изменениях в Перечень № 1336, так вот данный Перечень предусматривает регистрацию в налоговом органе книги учета расчетных операций (далее – КУРО) и расчетной книжки, содержащей в себе расчетные квитанции (далее – РК).

При этом РК выписываются на каждую сумму покупки (не путать с каждой единицей товара). Например, торговля канцтоварами посредством РК. Покупатель приобрел 4 ручки с синими чернилами, 4 простых карандаша, 3 альбома для рисования на сумму условно 150 грн. В РК должно быть указано не "канцтовары" на сумму 150 грн, а каждое вышеперечисленное наименование с проданным количеством единиц, ценой и общей стоимостью. Это на всякий случай для тех, кто думает, что все очень просто. И еще одно: печатным способом это сделать невозможно по той причине, что РК содержатся в зарегистрированной в налоговой расчетной книжке, то есть на каждую продажу они заполняются и отрываются. Такой себе РРО/ПРРО с ручным приводом. А еще необходимо следить, чтобы ваши РК в зарегистрированной расчетной книжке не закончились, ведь, если налоговики поймают вас в ходе проверки на таком нарушении – вам светит штраф по п. 1 ст. 17 Закона о РРО:

100 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, допущенное впервые;

150 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее допущенное нарушение.

И это будет выглядеть следующим образом: в течение дня ФЛП продал товара на 1500 грн. Первая операция на сумму 500 грн, вторая – 700 грн, третья – 300 грн.

Рассчитываем штраф:

– операция на 500 грн – штраф 100 %, то есть 500 грн;

– операции на 700 и 300 грн – штраф 150 %, то есть 1500 грн.

Итого сумма штрафа – 2000 грн.

Соответственно, за продажу на 1500 грн с нарушением придется заплатить 2000 грн штрафа – "хватит, папа, торговать – нечем сдачу давать" (с).

Ну и "вишенка на торте" – ежемесячное представление Отчета об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № ЗВР-1.

Безналичные расчеты за услуги не предусматривают применения РРО

Здесь действительно так, но, как показывает практика, большинство ФЛП не всегда понимают, что имеется в виду в данном случае.

Для неприменения РРО/ПРРО речь идет о случаях:

– оплаты с текущего счета на текущий счет (IBAN, онлайн-банкинг);

– внесения денежной наличности через кассу банка для последующего перечисления на расчетный счет;

– оплаты через платежный терминал и/или ПТКС, принадлежащий банку.

Об этом налоговики неоднократно утверждали, в частности, в ИНК ГНСУ от 20.05.2021 г. № 1945/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 14.07.2021 г. № 2754/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 26.07.2021 г. № 2887/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 03.09.2021 г. № 3292/ІПК/99-00-04-03-03-06, ИНК ГУ ГНС в Киевской области от 18.10.2021 г. № 3862/ІПК/10-36-07-07-20, ИНК ГНСУ от 09.11.2021 г. № 4235/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 12.11.2021 г. № 4315/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 18.11.2021 г. № 4418/ІПК/99-00-07-05-01-06.

Если оплата проводится через небанковский ПТКС, налоговики требуют применять РРО/ПРРО (см., например, ИНК ГНСУ от 27.10.2020 г. № 4437/ІПК/99-00-07-05-01-06 и ГУ ГНС в Харьковской области от 25.01.2021 г. № 266/ІПК/20-40-07-10-19). И здесь также ничего нового, и никаких изменений с 01.01.2022 не предвидится.

При получении от покупателей оплаты посредством интернет-банкинга с использованием счета-фактуры существует разъяснение налоговиков по поводу неприменения РРО/ПРРО:

В связи с тем, что счет-фактура включает в себя соответствующие идентификаторы продавца и покупателя, а оплата осуществляется с помощью реквизитов расчетного счета в формате IBAN Registry:2009, NEQ, ДСТУ-Н 7167:2010, расчеты, произведенные по счету-фактуре, считаются аналогичными тем, которые осуществляются с помощью отделений банковских учреждений (с расчетного счета на расчетный счет или/или онлайн-банкинга) и не требуют применения РРО, так как не имеют признаков расчетных операций в понимании Закона № 265.

(ИНК ГНСУ от 14.06.2021 г. № 2381/ІПК/99-00-07-05-01-06)

Подробнее на данную тему читайте статью "ФЛП и РРО/ПРРО – 2022: приближение часа "ч".

До конца карантина действует мораторий на проверки предпринимателей, поэтому стоит использовать данное время, чтобы научиться работать с РРО

О! Почти так. Докуда продолжается карантин, пока разрешены фактические проверки тех, кто торгует, в частности, подакцизным товаром. На это прямо указывает п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, но Кабмин в любой момент может возобновить проверки бизнеса (подробнее об этом – в статьях "Мораторий на налоговые проверки: что с ним", "Какой мораторий отменил Закон № 1071". Однако самое главное: мораторий – это не отмена проверок вообще, а, говоря простым языком и без юридических прелюдий, – временная их "заморозка". Следовательно, как только отменен будет мораторий – будут за "мораторный" период и проверки, и штрафы. А в части РРО/ПРРО ошибки можно в большинстве случаев исправить только в течение операционного дня, и то не все. Поэтому не знаю, что там имел в виду господин председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, но использовать период моратория для обучения не получится! Работать следует сразу и без ошибок.

Таким образом, учитывая вышеприведенное, обязательно сохраните это видео и в случае проблем с налоговиками – покажите им его, ну не вы же это придумали...

Однако, если серьезно, то прислушивайтесь к нашим советам – они точно вам помогут чувствовать себя уверенно при любой проверке, и видео не понадобится. И поверьте: очень хотелось бы разделять оптимизм, раздающийся вокруг, но реалии же немного иные, к сожалению.

И еще один момент, о котором мало упоминается, поэтому хочу его подчеркнуть. Установив РРО/ПРРО, позаботьтесь о платежном терминале (РОS-терминале). ПРРО, как правило, содержат в себе РОS-терминалы, но не все. При этом сейчас действует Постановление № 878, согласно которому количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 процентов количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств (п. 1 Постановления № 878).

Согласно п. 2 Постановления № 878 не использовать платежный терминал могут:

– для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) – заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

– предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций);

– субъекты хозяйствования, ведущие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. лиц.

За отсутствие платежного терминала грозит админштраф по ст. 16315 КУоАП:

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств –

влечет за собой наложение штрафа на физическое лицо – предпринимателя, должностных лиц юридического лица от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн. – Примеч. авт.)

Действие, предусмотренное частью первой настоящей стати, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такое же нарушение, –

влечет за собой наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 грн. – Примеч. авт.).

Единственная приятная вещь в данной ситуации – такой штраф может налагаться не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а в случае длящегося правонарушения – не позднее чем через два месяца со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях согласно КУоАП подведомственные суду (судьи) (ст. 38 КУоАП) и мораторий на него не распространяется.

Такие себе РРО/ПРРО-реалии, если вкратце. Продолжение следует...

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

3. Закон о РРОЗакон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

4. Перечень № 1336 – Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешается проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением Кабмина Украины от 23.08.2000 г. № 1336.

5. Порядок № 496 – Порядок ведения учета товарных запасов для физических лиц – предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утвержденный приказом Минфина Украины от 03.09.2021 г. № 496.

6. Постановление № 878постановление Кабмина "Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств" от 29.09.2010 г. № 878.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua