Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Закон № 1914: изменения в общих нормах по лицензированию
Олег Дъяконов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Законом № 1914 среди прочего были внесены коррективы в Закон № 481. В настоящей статье мы поговорим об общих моментах, связанных с изменениями в лицензировании. С точечными правками можно ознакомиться в статьях "Закон № 1914: изменения в специальных нормах по лицензированию", "Закон № 1914: основания для аннулирования лицензий на торговлю", "Закон № 1914: основания для аннулирования лицензий на производство".

Единый реестр лицензиатов

Единый государственный реестр производителей спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, биоэтанола, алкогольных напитков и табачных изделий согласно обновленному абз. 32 ст. 1 Закона № 481 заменен на Единый государственный реестр субъектов хозяйствования (в том числе иностранных субъектов хозяйствования, действующих через свои зарегистрированные постоянные представительства), получивших лицензии на право производства и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах (далее – Единый реестр).

Единый реестр – это перечень субъектов хозяйствования (в том числе иностранных субъектов хозяйствования, действующих через свои зарегистрированные постоянные представительства), получивших лицензии на право производства и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, а также на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах.

Таким образом, в новом Едином реестре указываются не только производители, но и оптовые и розничные торговцы, получившие соответствующие лицензии.

Порядок ведения Единого реестра должен утвердить Кабмин, однако указано, что он размещается в свободном доступе и содержит сведения о:

– лицензиатах (для юридических лиц – наименование, код ЕГРПОУ, для физических лиц – субъектов хозяйствования (в том числе иностранных субъектов хозяйствования, действующих через свои зарегистрированные постоянные представительства) – фамилия, имя, отчество, номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, отказавшихся по своим религиозным убеждениям от принятия регистрационного номера учетной карточки и уведомивших об этом соответствующий налоговый орган и имеющих отметку в паспорте), для совместной деятельности без создания юридического лица – наименование, код ЕГРПОУ лица, ответственного за ведение учета совместной деятельности, для иностранного субъекта хозяйствования – наименование постоянного представительства, регистрационный номер постоянного представительства;

– местах производства, оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, местах розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах (адреса);

– дате выдачи / аннулирования и сроке действия лицензии на право производства, оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах.

Форма лицензии

Из Закона № 481 была исключена ссылка на то, что лицензия (специальное разрешение) – это документ государственного образца. Согласно новой формулировке абз. 25 ст. 1 Закона № 481 лицензия (специальное разрешение) – документ, удостоверяющий право субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство) на ведение одного из указанных в данном Законе видов деятельности на протяжении определенного срока.

Указанные правки связаны с тем, что по нормам ч. 11 ст. 13 Закона № 222 лицензия на ведение соискателем лицензии определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, оформляется органом лицензирования в электронном виде (запись о решении органа лицензирования о выдачи лицензии субъекту хозяйствования в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований) и отражается в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, которая выдается лицензиату бесплатно, и подлежит обязательному обнародованию на портале электронных сервисов согласно Порядку № 1657/5.

Учитывая указанное, налоговики и раньше отмечали, что Законом № 222 не установлены требования об обязанности оформления лицензии как документа в бумажном виде, поэтому отсутствует необходимость в существовании бланков лицензий единого образца. Ввиду этого лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями выдаются органами лицензирования в бумажном виде на листах формата А4 (https://bit.ly/3euissl).

Способы представления документов на получение лицензии

По новым правилам для получения лицензии субъект хозяйствования представляет центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику (ГНСУ), заявление, к которому прилагается документ, подтверждающий внесение годовой платы за лицензию, нарочным, по почте или в электронном виде (ч. ч. 8, 9, 15, 18 ст. 3, ч. 34 ст. 15 Закона № 481).

Документы, представленные нарочным или по почте, должны быть заверены заявителем (ч. 15 ст. 3 Закона № 481). При этом согласно новой редакции ч. 18 ст. 3 Закона № 481 требовать представления других документов, кроме указанных в данном Законе, запрещается. Копии указанных в данном Законе документов представляются в одном экземпляре. Заявление о выдаче лицензии и определенные указанным Законом документы представляются уполномоченным лицом заявителя, или направляются заказным письмом, или подаются в электронном виде.

Таким образом, с 01.01.2022 установлено, что субъект хозяйствования может представить документы также и в электронной форме. Что касается документов, представленных нарочным или по почте, то уже отсутствует требование о засвидетельствовании их нотариально, или органом, выдавшим оригинал документа, или должностным лицом органа лицензирования. Поэтому удостоверить их может и сам заявитель, но пока неизвестно, как именно данная новация будет реализована на практике.

Отметим также, что срок выдачи субъекту хозяйствования лицензии, оформленной на новом бланке, с учетом изменений сократился с 7 до 3 рабочих дней (ч. 31 ст. 3, ч. 55 ст. 15 Закона № 481).

Лицензия и форма 20-ОПП

С 01.01.2022 ч. 5 ст. 3 Закона № 481 установлено, что лицензии на все виды деятельности, предусмотренные данной статьей, выдаются при условии обязательной регистрации субъекта хозяйствования согласно требованиям п. 63.3 НКУ.

А в ч. 2 ст. 15 Закона № 481 уточняется, что лицензии на все виды деятельности, предусмотренные данной статьей, выдаются при условии обязательной регистрации объекта налогообложения согласно требованиям п. 63.3 НКУ.

Напомним, что в соответствии с п. 63.3 НКУ плательщики налогов подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, местожительству лица (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).

Налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета плательщиков налогов.

Соответственно, при получении лицензии налоговики среди прочего будут проверять, подавалось ли на такой объект налогообложения Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (форма № 20-ОПП).

Изменение сведений в лицензии

С 01.01.2022 отдельно установлено, что субъект хозяйствования при изменении любых сведений, указанных в выданной субъекту хозяйствования (в том числе иностранному субъекту хозяйствования, действующему через свое зарегистрированное постоянное представительство) лицензии, обязан в месячный срок со дня внесения таких изменений обратиться в орган, выдавший лицензию, с соответствующим заявлением (ч. ч. 10, 30 ст. 3, ч. 54 ст. 15 Закона № 481).

Исключения составляют ситуации, когда изменения связаны с реорганизацией субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство) и/или изменением типа акционерного общества.

По новым нормам ч. 24 ст. 3 и ч. 52 ст. 15 Закона № 481 лицензия аннулируется путем принятия органом, выдавшим лицензию, соответствующего решения об аннулировании в форме распоряжения о таком аннулировании на основании акта об установлении факта нарушения сроков обращения в орган лицензирования по поводу изменения сведений, указанных в выданной субъекту хозяйствования (в том числе иностранному субъекту хозяйствования, действующему через свое зарегистрированное постоянное представительство) лицензии.

Ввиду сказанного несвоевременное уведомление об изменениях сведений в лицензии приведет к ее аннулированию. Потому к данному моменту теперь следует относиться очень внимательно.

Также на эту тему читайте статью "Закон № 1914: отмена приостановления лицензии".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 222 Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" от 02.03.2015 г. № 222.

3. Закон № 481 Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего" от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

4. Закон № 1914 Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений" от 30.11.2021 г. № 1914-IX.

5. Порядок № 1657/5 – Порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 10.06.2016 г. № 1657/5.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua