Довольно часто работодатели не учитывают, что не могут быть установлены одинаковые оклады для всех или большинства работников, если они занимают разные должности и имеют разный уровень квалификации. Вместе с тем инспекторы Гоструда в ходе проверок обращают внимание на эти моменты и, соответственно, применяют финансовые штрафы к работодателям. И вот почему.
Базовые требования к системе оплаты труда
Прежде всего нужно напомнить базовые требования к системе оплаты труда, определенные в ст. ст. 96 и 97 КЗоТ и в ст. 6 Закона № 108/95-ВР.
В указанных статьях определено, что оплата труда работников производится по почасовой (тарифной), сдельной или другим системам оплаты труда. При этом системы оплаты труда формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников (ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона № 108/95-ВР).
В случае если установлена тарифная система оплаты труда, то она включает:
1) тарифные сетки – "совокупность квалификационных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, согласно которым определяется размер тарифных ставок оплаты труда работников в зависимости от сложности выполняемых работ и квалификации работников" (Методрекомендации № 186).
Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе:
• тарифной ставки рабочего первого разряда;
• межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов);
2) тарифные ставки – "элемент тарифной сетки, определяющий часовой (дневной или месячный) размер оплаты труда работника в зависимости от сложности выполняемых работ или его квалификации (присвоенного ему тарифного разряда)";
3) схемы должностных окладов – "проранжированный от высшей (первый руководитель предприятия, фирмы, учреждения, заведения, организации) к низшей (технический исполнитель) должности штатного расписания должностей руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих с определенными по каждой должности должностными окладами в абсолютном (грн) или относительном (должностные коэффициенты) размере";
4) профессиональные стандарты (квалификационные характеристики), определяемые по Справочнику, утвержденному приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.
Также в ст. 96 КЗоТ указано, что тарифная система оплаты труда используется при распределении работ в зависимости от их сложности, а работников – в зависимости от квалификации и по разрядам тарифной сетки. Она является основой для формирования и дифференциации размеров заработной платы.
Предприятия самостоятельно устанавливают в коллективном договоре формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ч. 2 ст. 97 КЗоТ и ст. 15 Закона № 108/95-ВР).
Таким образом, работодатель имеет право самостоятельно устанавливать должностные оклады и другие условия оплаты работникам, но они должны быть обоснованными и надлежащим образом оформленными. И при установлении должностных окладов разным работникам следует учитывать междолжностные соотношения размеров этих должностных окладов, которые должны быть определены системой оплаты труда на предприятии.
Ответственность работодателя
Гоструда в письме от 15.09.2014 г. № 32-21/01-1715 обращало внимание на то, что "оплата труда на уровне минимальной заработной платы допустима только для простого неквалифицированного труда". Такие профессии определены в разделе 9 Классификатора профессий "Простейшие профессии". Поэтому фактически установление оплаты труда в размере минимальной зарплаты работникам других профессий, определенных в разделах 1 – 8 Классификатора профессий, Гоструда расценивает как нарушение ст. 96 КЗоТ.
Следует учесть, что судебная практика по данному вопросу свидетельствует, что Гоструда может выиграть спор у работодателя, который игнорирует требования по установлению междолжностных соотношений размеров должностных окладов работников.
Так, в постановлении от 04.06.2021 г. по делу № 816/1889/16 Верховный Суд согласился с доводами Гоструда, что при установлении размера оплаты труда бухгалтера и маляра необходимо соблюдать межквалификационные соотношения. Кассационная жалоба регионального управления Гоструда была удовлетворена.
В письме Гоструда от 31.03.2017 г. № 3766/4.3/4.3-дп-17 было указано, что в ст. 96 КЗоТ не предусмотрено установление минимальных государственных гарантий по оплате труда. Стало быть, за несоблюдение требований данной статьи работодателю не грозит финансовый штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).
В то же время за несоблюдение требований ст. 96 КЗоТ к работодателю может быть применен финансовый штраф за "нарушение других требований законодательства о труде" в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (абз. 9 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Итак, если на предприятии большинство работников имеют одинаковый размер зарплаты, то у такого предприятия есть шансы попасть в круг субъектов, которые будут проверяться инспекторами Гоструда.
1. КЗоТ – Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
2. Закон № 108/95-ВР – Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
3. Методрекомендации № 186 – Методические рекомендации по оплате труда работников малых предприятий, утвержденные приказом Минтруда от 13.08.2004 г. № 186.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.